Карантин по последней моде: как пандемия изменила fashion–ретейл

Автор фото: Сергей Коньков

Операторы fashion–ретейла лишены возможности использования примерочных, в связи с чем возрастает количество возвратов. При этом ажиотаж первых дней после возобновления работы сменился падением спроса.

Требования Роспотребнадзора для всех предприятий торговли одинаковы и довольно просты. Так, перед открытием необходимо провести генеральную уборку и дезинфекцию помещений, перед каждой сменой измерять температуру всем сотрудникам и организовать отдельное помещение для их питания.
При входе в магазин нужно оборудовать места для обработки рук антисептиками, кроме того, нанести разметку в зале и перед кассой для соблюдения дистанции не менее 1,5 м. В каждой торговой точке должно быть устройство для обеззараживания воздуха, которое допустимо использовать в присутствии людей.
В магазине необходимо иметь запас средств индивидуальной защиты и антисептиков для сотрудников на 5 дней, обеспечить их использование со сменой каждые 3 часа. А помимо этого нужно проветривать помещения каждые 2 часа, ежедневно проводить влажную уборку, дезинфицировать поверхность кассы после контакта с каждым клиентом.
Вице–президент ЛОТПП Елена Дюкарева отмечает, что самым дорогим приобретением для предпринимателей стал бактерицидный облучатель, или рециркулятор, цена которого колеблется от 5 тыс. до 150 тыс. рублей в зависимости от бренда и площади помещений торговой точки.

Когда ждать восстановления

Как известно, в разгар ограничений были полностью закрыты все магазины одежды и обуви. Эксперты отмечают, что многие компании fashion–ретейла могут уйти с рынка. По данным компании "Эвотор", оборот торговых точек малого и среднего бизнеса за неделю с 7 по 12 июля достиг 94% от показателей начала марта. Количество работающих торговых точек составило 83%. Выручка магазинов нижнего белья выросла до 87%, косметики — до 76%, магазинов обуви — до 73%, магазинов одежды — до 82%, галантереи — до 62%.
Если говорить о люксовом сегменте, то, по словам экспертов, европейский и североамериканский рынки предметов роскоши пострадают сильнее всего и будут восстанавливаться дольше. "Наиболее оптимистичные прогнозы говорят о сокращении в этом году на 20% и восстановлении к 2021 году. Пессимистичные — о сокращении на 35% и медленном восстановлении к 2023 году", — говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак–Клейманс.
В компании Iridato Group, которая представляет в Петербурге несколько модных брендов одежды и обуви, отмечают, что на начальном этапе введение ограничений и закрытие магазинов было необходимо. Но в конце июля такие меры вызывают недоумение. "Нам, бизнесу, трудно понять логику администрации города. Тем более на фоне примера, который подает правительство Москвы, разом открывшее все торговые объекты столицы, что позволило равномерно распределить потоки покупателей по торговым точкам и избежать столпотворения", — считают в пресс–службе компании.
На данный момент в Петербурге работают только два из 21 магазина, принадлежащего Iridato Group, — Calzedonia и Intimissimi, так как это объекты стрит–ретейла с отдельным входом.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Для магазинов одежды и обуви в городе действует особое ограничение — они могут работать, но без примерочных. Генеральный директор ООО "Эго–Ритейл" (бренд одежды I am studio) Олег Воронин в разговоре с "ДП" отмечает, что теряется весь смысл офлайн–торговли. "В городах, где примерка уже возможна, мы установили правило: каждая вещь после примерки обрабатывается паром. Передача вируса от человека человеку через поверхности или одежду не доказана, но мы перестраховываемся. Конечно, после каждого покупателя обрабатываем сами примерочные, это буквально несколько секунд", — говорит он.
В Iridato Group рассказали, что покупатели относятся к запрету на работу примерочных отрицательно: никому не хочется посещать магазин еще раз, чтобы вернуть товар. В пресс–службе компании полагают, что подобные меры не стимулируют восстановление спроса: "Примерочные, по сути, работают, только у каждого покупателя дома, что создает дополнительные неудобства в условиях сниженного спроса".
В Петербурге на время действия ограничений закрыты все торговые центры. А для многих компаний fashion–ретейла торговые точки в ТЦ являются основными или даже единственными. "Я не понимаю логики, по которой до сих пор закрыты торговые центры в Петербурге. Вы же видели очереди в стрит–ретейле, в которых люди стоят по часу? У нас остался последний закрытый магазин — в ТРЦ “Галерея”. Во всех остальных городах мы уже успешно работаем. И, самое главное, ничего страшного не произошло: за этот месяц ни один сотрудник не заболел. На мой взгляд, во всех регионах можно работать в спокойном режиме", — говорит Олег Воронин.
Материал подготовлен в рамках спецпроекта "ДП" " Ковидный Петербург "