Амели наоборот: в какие чувства погружает "Русалка в Париже" Матиаса Мальзье

Автор фото: kinopoisk.ru
Сюжет описывается одним предложением: на набережной в Париже герой обнаруживает живую русалку. Один ее голос и взгляд лишают разума и жизни, но тут вышло иначе. Сыграть русалку, между прочим, интересная задача для актрисы (Мэрилин Лима): напоминает этюд для студента театрального института. Как сыграть мифического персонажа в быту? Тут довольно тонкая грань — нельзя "забыть" о своем сказочном происхождении, но при этом нужна реалистичная реакция на какие–то банальные вещи: вода в ванной комнате, пластырь на хвосте, русалка смотрит мультфильм о русалке по телевизору…
Фильм привычно ставит вопрос о романтизме в наши дни: возможен ли он?.. Герой (Николя Дювошель) — "Амели наоборот": первые кадры отсылают к знаменитому фильму — герой летит на роликовых коньках на работу, в плавучий бар, который вот–вот должен закрыться ввиду нерентабельности. Романтик, разочаровавшийся в любви, не вписавшийся в современность, живущий воспоминаниями о прошлом. Как известно, во Франции, как и в России, кино снимается в том числе за счет государственных субсидий. Но, в отличие от нашего кино, фильм говорит о реальных проблемах общества: кризисе социализации, адаптации, коммуникации. Он советует зрителю — нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед, нужно удивляться, не боясь неизвестности. Вот вам "социальная роль кинематографа".
В остальном фильм очень похож на наши романтические поделки. Единственное отличие французской комедии в том, что там дело далеко не всегда заканчивается свадьбой, а, напротив, вполне в духе французской философии — экзистенциальным одиночеством. Страсть есть болезнь, в любви всегда есть привкус смерти. От фильма в итоге остается вовсе не романтическое послевкусие; возможно, так это и задумывалось?
Однако при всем в "Русалке" (Une sirene a Paris) есть что–то отчаянно некинематографическое — местами она напоминает актерский капустник, в худшем смысле слова. Легко понять почему. Кстати, довольно редкий случай: режиссер Матиас Мальзье экранизировал собственную же одноименную книгу. Автор — класcический современный "на все руки мастер": он сценарист, писатель, режиссер — и, конечно же, у него есть своя рок–группа. Его самый известный фильм–мюзикл — "Джек и механика сердца" (2013) — также экранизация собственного романа (La mecanique du coeur, 2007); причем этот роман Матиас умудрился переработать еще и в музыкальный альбом. Впрочем, та картина была номинирована на приз "Хрустальный медведь" Берлинского кинофестиваля, а также на премию "Сезар" в категории "Лучший анимационный фильм".
Элементы анимации есть и в "Русалке". Они, пожалуй, ее самая бесспорная часть.