Вторичный шедевр против старины: что не так с проектом морского музея в Кронштадте

Автор фото: кронштадт.рф
Ветер, волны, тугие паруса, скрежет снастей — во всем этом обаяние моря и флота. Ну да, паруса уже ушли, но зато тяжелые поворотные механизмы орудий, сталь обшивки, давящая мощь металла и столь притягательно зыбкая неприступность все еще с нами. На смену летучим фрегатам пришли плавучие крепости, но романтика не ушла. Более того, стремительные ракетные крейсеры и корветы несут ее в будущее. Есть она во многих месяцах автономного плавания — хотя и мрака там немало.
Но где на все это вдоволь насмотреться? Последнее время нам все чаще обещают, что таким местом станет Кронштадт. И вот на днях представили первый проект морского музея.
Признаюсь честно, и до этого, увы, не очень верил, что получится что–то путное, но теперь и последние сомнения ушли. В Кронштадте самом по себе масса обаяния, и оно именно в старине. Потемневшие кирпичные казармы, склады, больницы, ряды этих форменных домов, пустынные доки, а с другой стороны — вода, гавань, причалы, корабли. Когда–то было очень здорово переплывать в Кронштадт на пароме из Ломоносова, в особенности зимой. Сквозь льды вы входили в главную гавань, а вокруг вас — настоящие военные корабли.
Потом довели собор до невиданного блеска, и теперь он сияет почти неприличным великолепием посреди запустения и руин. Но в этой позаброшенности масса настоящего драйва, там вы точно можете открыть что–то неожиданное. И самым наибанальнейшим образом новый музей не использует по–настоящему ни форты, ни ангары — нет, он новый, большой и заметный. Не так легко отключиться от того, что проект музея выглядит как second hand Сантьяго Калатравы, уж очень похоже на высокозатратный шедевр испанца в Милуоки (или на метро на месте WTC в Нью–Йорке, да и на многое другое его авторства). Развевающиеся крылья стали взмахом весел, весь этот мнимо ажурный скелет из металла — как раз от Калатравы, но, если честно, уже не из вторых, а скорее из пятых рук. У нас отчаянно не способны на филигранность, тут и спорить не с чем.
Но вопрос даже не к стилистике, а в главном — зачем строить новое, если можно спасти столько старого? Разве все уже так заполнено, что некуда поместить морской музей? Мы же понимаем, что сложно придумать более захватывающее место, чем старый кирпичный форт. А здесь таких кирпичных — десятки.
Тем более что и коллекций у этого нового музея пока нет. Портсмуту повезло, там и старые парусники есть, и реликвии XX века, но и там новых громадин не строят. А у нас подлинные корабли в дефиците. Да и история нашего флота, давайте будем хоть изредка честными, английскому сильно уступает. Владыками морей мы никогда не были, а потому все лучшее в истории флота XIX–XX веков — в героических оборонах. А что, для них нужны громадные залы? Тут ведь как раз замкнутые пространства помогут. Да и архитекторам они дадут шанс стать азартными детьми. Вот в Эстонии героизма в истории флота, прямо скажем, не так много, зато романтика есть у всех, а потому переоборудованные ангары для гидросамолетов — суперместо, просто в самую точку. И старое вместе со своим обаянием выжило, и эффективность музея приумножилась.
Если Кронштадт пойдет по пути новых строек, то, конечно же, строители и проектировщики сильно обогатятся. Флотолэнд может получиться даже эффектным. Проблема только в одном — Кронштадта не останется. Но коли придуманная история нам важнее и значимее, чем уходящая настоящая, то все правильно. Непонятно только, зачем это делать именно там. Можно бы и менее ценное место найти. Но так, видимо, звучит лучше.
Впрочем, если так, то от истории, материальной и осязаемой, останется только трескотня, и цена ей — грош, даже при большом подряде.