Переход на дистанционное обучение, с которым этой весной вынужденно столкнулась система образования почти во всём мире, оказался не столь гладким, как прогнозировали эксперты, считавшие, что с учётом развития технологий в этом вопросе не должно быть сложностей. Образовательные учреждения, заранее прорабатывавшие такое направление работы, извлекли из сложившейся ситуации положительный опыт. А те, кто не успел вовремя перестроить процесс на новые рельсы, оказались в сложном финансовом положении. Как же в целом коронакризис отразился на международном образовании?
В определённой степени учебные заведения, работающие в рамках международных систем образования, с введением ограничений, вызванных пандемией, оказались в авангарде. Эти школы для учащихся от 5 до 18 лет разбросаны по всему миру, и, предоставляя высококачественное обучение на иностранном языке, они не должны зависеть от классических схем очного обучения. Сегодня получить международный диплом, который даёт возможность поступать в ведущие вузы мира, можно в рамках трёх систем образования: американской (Advanced Placement, AP), британской (A-Level), а также по программе IB (International Baccalaureate — Международного бакалавриата), которая является одним из лидеров международного образования сегодня.
В России несколько десятков государственных и частных школ аккредитованы по одной или нескольким программам Международного бакалавриата. В Петербурге это международная школа Brookes Saint Petersburg, где, кстати, 27 июня пройдёт день открытых дверей, школа "Обучение в диалоге", Немецкая школа в Санкт-Петербурге, Международная школа Герценовского университета и ряд других учебных заведений.
Вызовы, с которыми столкнулось как российское, так и международное образование, послужили толчком для внедрения инновационных программ дистанционного обучения. Часть образовательных платформ продолжили успешно использоваться учениками и преподавателями в том же режиме, что и до возникновения пандемии. Например, как и прежде, удобство в использовании показала система электронного дневника и расписания уроков. В государственных общеобразовательных школах в период карантина в рамках этой системы были организованы обмен учебными материалами и взаимодействие всех участников процесса. В частных школах, предлагающих обучение на иностранном языке, эта система была создана на другой платформе и изначально адаптирована для тех, кто получает образование дистанционно, в какой бы точке России и мира они ни находились.
В уже упомянутой международной школе Brookes опыт работы, полученный в период карантина, оценивают как исключительно позитивный. Непрерывный учебный процесс вне зависимости от местоположения студентов и преподавателей был обеспечен за счёт использования системы электронного дневника и расписания уроков на платформе ManageBac, Enterprise-подписки Zoom и онлайн-учебников Kognity, применения решений, включённых в пакет G Suite for Education, таких как Google Meet и облачное хранилище данных.
Более того, как показали опросы учащихся 7–11 классов (IB MYP 1–5), более 70% из них оценили качество дистанционного обучения как "очень хорошее" и "отличное", а уровень посещаемости уроков при дистанционном обучении оказался выше, чем на очной форме обучения, и превысил 91%.
Школы, успешно отработавшие схему дистанционного обучения, пошли дальше, продумывая возможность реализации дистанционной сдачи экзаменов, дипломной программы и системы аттестации. Например, к разработке дистанционной Дипломной программы (DP) для студентов 12–13-го годов обучения (IB DP 12–13) приступила школа Brookes. По программе местонахождение ученика теперь не имеет никакого значения — он может обучаться в дистанционном режиме и приехать в одну из школ Brookes в России, США, Канаде или Южной Корее лишь для сдачи экзаменов и получения аттестата. Помимо очевидного удобства, это позволяет получить образование, доступное не только территориально, но и финансово, не тратя дополнительных средств на проживание в другой стране или другом регионе.
Что принесла весна-2020 всем участникам образовательного процесса, в том числе и в сфере международного образования? Без сомнения, каждый получил неоценимый опыт работы в новых условиях, когда многие процессы запускались буквально "с колёс". Преподаватели в кратчайшие сроки улучшили уровень владения инструментами дистанционного обучения и обогатили имеющиеся программы, ученики закрепили навыки самообучения и самодисциплины. Родители получили возможность глубже погрузиться в образовательный процесс, понять, на что стоит обращать внимание, а с внедрением новых дистанционных инициатив — ещё и возможность пересмотреть перспективы получения образования детьми, в том числе международного уровня.