Политика после коронавируса

 

Рассуждать о том, какой станет наша жизнь после завершения истории с коронавирусом (сознательно не употребляю слова "пандемия" или "эпидемия"), последнее время стало занятием крайне распространенным.
Медиа и соцсети охотно тиражируют высказывания на эту тему с общим заголовком — "мир никогда не станет прежним". Конечно же, наиболее популярны прогнозы, которые пишутся в жанре воскресного апокалипсиса: нас всех чипируют–вакцинируют или, на худой конец, шагу не дадут ступить без предъявления QR–кода, отпечатка пальца или сетчатки глаза. Это в высшей степени странно, хотя бы потому, что у подавляющего большинства населения планеты цели и желания ровно противоположные: скорее вернуться к нормальной жизни, нормальному быту и нормальным взаимоотношениям. Прилагательное "нормальный" выступает здесь синонимом — так, как было до появления этого чертова коронавируса.
Казалось бы, очень простой вопрос — если большинство населения чего–то хочет, то так и должно быть. У нас же представительная демократия и власть вообще принадлежит народу. Кто забыл — должен был бы перечитать Конституцию, ведь совсем скоро за поправки к ней голосовать.
Власть, за последние 3 месяца напринимавшая достаточное количество нелогичных, непоследовательных и несоразмерных решений, получила закономерный результат. Люди озлоблены, раздражены, преисполнены недоверия и отрицательных эмоций. Рейтинги всех ветвей власти катятся вниз "стремительным домкратом". За последние 20 лет такого тотального обвала не случалось. Поэтому наблюдать за политической жизнью, надеюсь, станет интереснее. Для кого–то — даже участвовать в ней.
Единый день голосования в сентябре 2020–го должен стать показательным в этом смысле. 13 сентября у нас на Северо–Западе, в Ленинградской, Архангельской областях и Республике Коми населению предстоит избрать губернаторов. В Ненецком автономном округе это сделают депутаты местного парламента. В развитии этих предвыборных (пусть еще официально не объявленных) сюжетов пока нет ничего нового.
Самый громкий политический скандал последних недель — инициатива (скорее всего, тоже предвыборная) двух исполняющих обязанности: врио губернатора Архангельской области Александра Цыбульского и врио главы НАО Юрия Бездудного (в недавнем прошлом работавшего замом Цыбульского в НАО). 13 мая они подписали меморандум о начале объединения двух возглавляемых ими регионов. Если в Архангельской области к этому заявлению отнеслись с легким недоуменным вниманием, то в НАО начался скандал, если не сказать — бунт. Ругань и эмоции в соцсетях, пикеты на улицах (пусть и одиночные), сбор подписей против, отрицательные заявления лидеров мнений, атмосфера полного и всеобщего неприятия этих решений. Начался даже процесс выхода из "Единой России" членов первичных организаций! Местные элиты и местный бизнес — во главе демарша. Аплодисментов архангелогородцев тоже не слышно.
Как такое могло произойти? Как обычно — никто не удосужился обсудить важное решение не только с населением НАО, но даже с элитами. Никаких внятных аргументов не было представлено даже после начала скандала. И… после визита в Москву инициатор объединения А. Цыбульский заявил, что инициатива откладывается на неопределенный срок. Не думаю, что он рассчитывал на такое начало своей избирательной кампании.
Теперь перспективы врио НАО Ю. Бездудного и вовсе под вопросом. Несмотря на то что избрать его губернатором должны депутаты окружного парламента, которых очень немного. Но работать губернатору, ненавидимому населением и отторгаемому элитами, будет сложно. Проще его заменить.
Врио губернатора Республики Коми Владимир Уйба, которого доброхоты пытались втянуть в объединительную эпопею, выступил резко против, не преминув язвительно заметить, что если инициатива исходит не от жителей региона, то она является "заведомо провальной". Возможно, жители Коми "поставили" ему небольшой плюсик.
В Ленинградской области, напротив, сложный период эпидемии был пройден не то чтобы без потерь, но с очевидными плюсами. Деление области на разные зоны с различными степенями ограничительных мер, динамичные изменения этих самых мер — все это люди воспринимали как внимание и заботу. Даже инцидент с разрешением работы гипермаркетов "МЕГА" не оказался минусом: хотели как лучше — погорячились — признали ошибку и исправились. Так что если губернатор Александр Дрозденко решит избираться на новый срок, вряд ли что–то угрожает его перспективе быть переизбранным.
Политика и после коронавируса остается политикой. И не первую тысячу лет. Изменения в жизни большого количества людей вообще не происходят быстро. В истории случались и настоящие эпидемии, и разрушительные войны. И все всегда возвращалось. Главное — не бояться.