Карашаш Ногаева Все статьи автора
17 июня 2020, 19:09 1767

Королевская доля: X5 снова превысила антимонопольный порог в Петербурге

Фото: Петр Ковалев

По предварительным подсчётам петербургского УФАС, за первые 4 месяца 2020 года X5 Retail Group увеличила свою долю на рынке Северной столицы до 31,75%. Это значительно превышает предельный антимонопольный порог в 25%, после которого компаниям продовольственного ретейла запрещают открывать новые точки продаж. Этот порог компания перешагнула ещё в 2018 году.

Эксперты допускают, что своё влияние на подсчёты ведомства могло оказать банкротство и закрытие магазинов "Интерторга", который был весьма ощутимым игроком на рынке. Долю "Интерторга" всё ещё никто не занял, в результате исследовательская база по рынку уменьшилась, а доля X5 на рынке автоматически выросла. Такое же предположение допускают и в УФАС.

Жизнь на "кладбище гипермаркетов": X5 избавляется от ТЦ в Петербурге

Жизнь на "кладбище гипермаркетов": X5 избавляется от ТЦ в Петербурге

78303
Александр Лобановский

При этом рост доли компании на рынке произошёл и по итогам 2019 года. В антимонопольном ведомстве подчеркнули, что в случае выявления нарушения запрета на открытие новых точек продаж они будут через суд добиваться закрытия "лишних" магазинов X5.

В X5 заверили, что новые точки продаж компания не открывала с 2019 года, а лишь перепрофилировала или ремонтировала старые. Новые данные статистики учли магазины, открытые ещё до того, как компания узнала, что перешагнула порог. Подробнее — в материале dp.ru.

Занимательная статистика

По итогам 2019 года доля X5 Retail Group на рынке выросла до 27,37%. В 2018 году доля компании составляла 27,03%. Этот рост привлёк пристальное внимание УФАС, которое подготовило ряд вопросов к ретейлеру. В зависимости от ответов компании, ведомство решит, будет ли оно применять какие-либо санкции в отношении X5.

В частности, сообщается, что ведомство может подать требование в арбитражный суд о признании недействительными договоров по аренде или покупке площадей магазинов, за счёт которых X5 превысила максимальный барьер.

В комментарии для dp.ru представители компании объяснили рост доли корректировкой статистики: X5 успела открыть несколько магазинов до того, как стало известно, что она перешагнула допустимый порог в 25%. Теперь же не учтённые до этого магазины вошли в новые данные по итогам 2019 года.

"Динамика доли компании в Петербурге обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в течение 2019 года открывались магазины, арендованные до публикации в конце апреля прошлого года информации о том, что наша доля превысила порог в 25%. После открытия они активно росли и выходили на плановые показатели выручки. Во-вторых, приросту способствовали высокие показатели магазинов в новой концепции "Пятёрочки" и "Перекрёстка", а также проводимые распродажи в гипермаркетах "Карусель" перед их реконструкцией в супермаркеты "Перекрёсток" или закрытием в рамках трансформации сети. Кроме того, рынок Петербурга действительно очень динамичный и в некоторых районах даёт о себе знать фактор перетоков от закрывающихся игроков. В совокупности эти и другие факторы обеспечили Х5 рост продаж темпами, опережающими рост всего рынка Петербурга", — заявили в X5, добавив, что с момента публикации весной 2019 года данных о достижении компанией 25% рынка региона Х5 более не наращивала торговые площади.

"Хочет надеть на себя корону": УФАС заявило об экспансии X5 Retail Group на рынке Петербурга

"Хочет надеть на себя корону": УФАС заявило об экспансии X5 Retail Group на рынке Петербурга

1189
Дарья Зайцева

"В рамках ежегодного контроля по соблюдению закона о торговле мы уже получили запрос от антимонопольного органа, по которому были предоставлены все необходимые разъяснения", — добавили в компании.

При чём здесь "Интерторг"

При этом по предварительным итогам первых месяцев 2020 года доля X5 Retail Group выросла уже до 31,75%. Эти данные в компании комментировать не стали, потому что данные Росстата об объёме рынка пока отсутствуют и оценка УФАС опирается не на них.

В самом антимонопольном органе допускают, что своё влияние на рост X5 в 2019 году и в начале 2020 года могло оказать банкротство ТД "Интерторг". "Интерторг" объявил о разорении в конце 2019 года, в результате чего были закрыты принадлежащие ему сети "Семья", Spar, "Идея" и т. д.

"В конце прошлого года в Петербурге закрылся ТД "Интерторг". Можно предположить, что небольшое увеличение доли X5 Retail Group по итогам 2019 года произошло за счёт увеличения притока покупателей. Допустим, если раньше вы ежедневно совершали покупки в "Семье", то сейчас, с её закрытием, вы стали посещать "Пятёрочку". Поэтому решение о необходимости подачи в суд требования о закрытии магазинов мы примем только после изучения полученной от ретейлера информации", — прокомментировал руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

По предварительным цифрам 2020 года ведомство не будет предпринимать никаких действий, потому что окончательная и официальная статистика появится лишь в 2021 году.

"Тем не менее проведённый нами анализ рынка может послужить хорошим предостережением для некоторых очень активных ретейлеров", — добавил Владимиров.

Трудности подсчётов

По факту, согласно закону "О защите конкуренции", компания не должна занимать долю на рынке более 35%, а не 25%. Поэтому X5 официально не является монополистом до достижения этой цифры, пояснил Иван Федяков, генеральный директор INFOLine.

"Именно при достижении этой доли ФАС может уже начать предпринимать какие-либо серьёзные меры в отношении компании. Фактически официально X5 может ещё расти и расти. Почему сейчас фигурирует именно цифра в 25%? Потому что в законе о регулировании потребительского рынка, который был принят в 2009 году, компании, которая достигла 25% на рынке, просто запрещается открывать новые магазины. При этом цифра 25 взята просто с потолка. Предварительно не было проведено никаких исследований, и ни один эксперт не может объяснить, почему именно 25% являются пороговыми для представителей потребрынка", — пояснил эксперт.

Запрет на открытие новых точек продаж тоже является существенным препятствием для бизнеса, потому что город растёт, появляются новые перспективные жилые районы, которые нуждаются в FMCG-магазинах, а у X5 осваивать эти районы в полной мере теперь нет возможности.

Федяков также солидарен в том, что цифра 31,75% могла возникнуть в результате закрытия "Интерторга".

"Это был довольно крупный игрок, который занимал четвёртое место на рынке. После его ухода исследовательская база стала меньше, а доля X5 автоматически увеличилась. Понятное дело, на место "Интерторга" придут другие, более мелкие игроки, но это займёт какое-то время: нужно заключить договоры аренды, реконструировать магазины. Столь высокий процент X5 — это, скорее всего, временная ситуация, и она не продлится долго. Как только место "Интерторга" займут другие магазины, доля X5 вновь уменьшится до прежних показателей 27–28%, максимум 30%, не более. Рынок изменит конфигурацию", — добавил Иван Федяков.

При этом эксперт отметил, что официальные органы используют весьма устаревшие методики подсчёта долей игроков. В реальности же FMCG в Петербурге представляет собой совершенно иную картину.

"Какую-то долю рынка перетянули и продолжат перетягивать представители фудтеха — "Яндекс", Сбербанк, Delivery, а их Петростат и Росстат, на данные которых опирается в своих решениях ФАС, не учитывает. Петростату, конечно же, тяжело в такой ситуации: рынок развивается и изменяется слишком быстро, а ресурсов у них не хватает. Но методологию они используют всё ещё весьма устаревшую, порой даже совсем советскую. В показателях инфляции, например, не учитываются скидки, программы лояльности и кешбэки магазинов, из-за которых цена на полке магазина и реальная цена товара, с которым покупатель из магазина уходит, значительно различаются", — обратил внимание собеседник dp.ru.

В таких условиях, по его мнению, нельзя сказать, что X5 Retail Group находится в неуязвимом положении королей рынка, из-за того что конкуренция на потребительском рынке всё ещё весьма высокая и будет только расти.

"В этом году у нас и "ВкусВилл" активно развивался и отобрал часть клиентов. А на рынок фудтеха вышли такие гиганты, как Сбербанк, у которых есть ресурсы, способные полностью изменить паттерн поведения потребителей. Половина населения страны — клиенты Сбербанка, и этой половине населения сейчас через мобильное приложение активно транслируется мысль о покупке продуктов онлайн. Появилась и межканальная торговля: продукты начали продавать даже на Wildberries. Традиционным ретейлерам сейчас непросто, поэтому даже те же X5 начали играть в доставку. Картина сильно отличается от того, что скрывается под сухими цифрами Росстата", — заключил Федяков.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама