Выжившие позавидуют мёртвым: что ждёт российский авторынок после пандемии

Автор фото: Сергей Коньков/ТАСС

Российский авторынок прежде не сталкивался с таким кризисом. В апреле 2020 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в стране упали сразу на 72,4%. В Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) заявили, что "черный апрель" нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе — даже по их устойчивости". Некоторым такой спад действительно грозит сворачиванием бизнеса, а изменения в структуре рынка вполне могут дать толчок для полной перестройки отрасли.

Уйти и не вернуться

Еще в январе аналитики и участники рынка прогнозировали, что объем продаж новых автомобилей в России по итогам года упадет до 1,5-1,6 млн единиц (в 2019 году, по данным АЕБ, было продано 1,76 млн машин). Предполагалось, что даже такое снижение приведет к сокращению общего числа дилеров в стране. Эпидемия COVID-19 и введенный в связи с этим режим ограничений усугубили ситуацию — по прогнозам консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers авторынок России в этом году упадет на 29,8%, до 1,14 млн единиц.
"Эти 500-600 тысяч автомобилей, которых не досчитаются дилеры, могут и уже теперь однозначно будут стоить жизни не одному десятку дилеров. Я бы прогнозировал что уже к началу следующего года останется менее 3000 дилеров в России", — считает директор компании Gruzdev-analyze Александр Груздев. На 1 мая этого года, согласно данным Russian Automotive Market Research, в России насчитывается 3 333 центра продаж новых легковых автомобилей.
Улучшить положение дилерских предприятий и российского автопрома могут государственные программы по стимулированию спроса, считает генеральный директор холдинга “Аларм Моторс”Роман Слуцкий. "Необходимы мощные программы поддержки по trade-in, по кредитам, причем с более широким охватом аудитории, чем у программ "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", — рассказал Роман Слуцкий. По его словам, напрямую от государства в этом году будет зависеть продажа около 150 тыс. новых машин.
В правительстве РФ уже заявили о готовности выделить 25 млрд рублей на поддержку автопрома. Из этих средств на субсидирование кредитования будет направлено 7 млрд рублей, причем программу льготного автокредитования решили распространить на медицинских работников и на семьи с одним и более несовершеннолетними детьми.
Но несмотря на господдержку, кто-то уже сейчас подумывает о закрытии автоцентров. "Лучше закрыться сейчас, пережить кризис, а потом через пару лет купить еще что-то", — считает директор по развитию "Аксель Групп" Игорь Седов. Но будет ли шанс открыться спустя время, неизвестно, поскольку производители сегодня слабо заинтересованы в расширении дилерских сетей и сами переживают непростые времена.
"Те, кто закроются в этом году, вероятно, уже не откроются никогда, и на замену им никого искать не будут, потому что дилеров в стране хватает", — рассказал аналитик авторынка JATO Dynamics Сергей Баранов. Он отметил, что в дальнейшем российский авторетейл ждет консолидация, так как мелкие дилеры "не имеют возможности выживать в трудных условиях".

Онлайн на горизонте

Развитие дилерской сети для автопроизводителей перестало быть настолько же важной задачей, как это было еще несколько лет назад. Особенно хорошо тенденция проявляется на Западе, но и в России многие компании уже пробуют продавать машины напрямую, минуя дилеров. "Доля прямых продаж от производителей будет расти однозначно, и по многим компаниям это заметно сейчас. У кого-то это продажи специальных комплектации, у кого-то – возможность заказать машину по особой цене", — заявил Сергей Баранов.
Среди последних новостей: в мае компания "GM Россия" объявила о запуске на российском рынке сервиса онлайн-бронирования автомобилей Chevrolet, сумма предоплаты составляет 30 000 рублей. Месяцем раньше Ульяновский автозавод (УАЗ) сообщил о запуске услуги онлайн-продаж своих машин. После выбора авто договор купли-продажи отправляется клиенту на личную почту, и покупатель может как внести предоплату, так и полностью оплатить покупку автомобиля по полученным реквизитам. В онлайн часть услуг также перевела компания "BMW Group Россия" — выбор модели и комплектации, расчет и одобрение кредита, оценку автомобиля с пробегом в рамках trade-in.
Аналитики рынка отмечают, что хотя попытки в сторону прямых продаж есть, пока что это в основном носит характер эксперимента, и коммуникация с клиентом у производителей налажена еще слабо. "В среднесрочной перспективе, множество различных решений, IT-платформ смогут предложить продажу автомобилей онлайн. Конечно, где-то это будут делать производители напрямую, но в краткосрочной перспективе развитие различный онлайн-услуг будет происходить в большей степени за счет дилеров. Именно они станут первопроходцами в продажах автомобилей онлайн", — считает Александр Груздев.
Кто-то из российских автодилеров уже наладил продажи автомобилей через интернет, но пока это не сравнится с масштабами продаж автомобилей в оффлайне. Петербургская компания "Максимум" отчиталась, что за первый месяц работы их проекта по онлайн-продажам Carmart было забронировано 24 автомобиля. Больше половины этих машин новые, остальные – автомобили с пробегом. Другие автодилеры города рассказали "ДП", что у них механизм онлайн-продаж также налажен, но объемы реализации остаются слишком низкими.
Основной проблемой на пути к развитию онлайн-продаж автомобилей в России является восприятие клиентов, хотя технологических препятствий для осуществления покупки через интернет практически не осталось. Автомобиль по-прежнему является слишком дорогим приобретением, клиентам важно увидеть товар до покупки и подробно изучить его. Кроме того, расставаться с деньгами в онлайн-режиме многие еще не готовы, к тому же далеко не у всех на банковских картах хранятся необходимые для покупки машины суммы.
"В России онлайн-направление будет развиваться не быстро. Нужно учитывать менталитет людей, и все онлайн-процессы, возможность онлайн-оплаты, распространенность платежных карт и доступность денег на этих картах", — считает Сергей Баранов.

А нужен ли дилер?

Прямая связь между производителем и клиентом уже начала налаживаться, тренд будет лишь усиливаться, но в любом случае на это потребуется время. Одномоментно отказаться от дилеров импортеры не готовы. "В автобизнесе система выстроена по вертикальной схеме. Дилер гарантирует выкуп товара, который производится. И на таких условиях бизнес существовал более 100 лет. Цифровая эпоха и электрическая мобильность подтолкнули к изменению этой системы. Пока что производители не могут работать без нас, им по-прежнему нужна гарантия сбыта автомобилей через дилерскую сеть, но лет через пять ситуация может измениться кардинально", — рассказал Игорь Седов.
Производители стремятся к экономии средств, особенно в условиях, когда новые разработки в электрическую мобильность, автономное вождение требуют многомиллиардных вложений. С этой целью еще в 2019 году BMW и Daimler подписали соглашение о долгосрочном стратегическом сотрудничестве в сфере развития автоматизированного вождения, а также автоматизированной парковки. Еще одна сделка, слияние Fiat Chrysler Automobiles и Group PSA, должна обеспечить экономию компаниям в размере около 3,7 млрд евро в год. Кризис стремление к сохранению лишних расходов лишь укрепит, а значит, и затраты на поддержание дилерской сети тоже в ближайшее время будут пересматриваться в меньшую сторону.
"В долгосрочной перспективе мы увидим и увеличивающиеся количество клиентов и производителей автомобилей, коммуницирующих друг с другом напрямую. Будет больше именно онлайн-продаж, совсем без визитов в дилерские центры и прочего. Различные сервисы подписок, где основным становится продажа мобильности, а не владение автомобилем также будут получать свое развитие и в перспективе 5-10 лет будут иметь уже очень приличный вес", — считает Александр Груздев.
Психологический барьер клиентов удастся преодолеть за счет того, что доверие к производителю чаще всего выше, чем к дилерам. К тому же основная часть потребителей в будущем будет приходиться на людей поколения Y и Z, которые к онлайн-покупкам относятся с большим доверием, чем клиенты более старшего возраста.
Единственное, что не изменится даже несмотря на переход на электромобили — это обслуживание, сервис и ремонт машин, считают опрошенные "ДП" эксперты. По мнению Александра Груздева, крутящиеся элементы в автомобилях в любом случае будут требовать смазки, ремонта замены, и какой бы не была модель потребления, сервис будет необходим. У дилеров и так сегодня существенную часть доходов формирует именно сервис, а также направление продаж автомобилей с пробегом, и эта роль после кризиса за ними лишь закрепится.