Ожидания роста

Наибольшую положительную динамику показал ж.–д. транспорт, отрицательную — грузовой

При росте общего лизингового портфеля в Петербурге на 18%, по данным анкетирования компаний за 2019 год, отдельные сегменты бизнеса показали разнонаправленную динамику. Наибольший прирост дал лизинг железнодорожного транспорта — на 77%, до показателя 40,2 млрд рублей, сокращение — лизинг грузового транспорта (–59%, до 22,1 млрд рублей).

Медицина вытянет

Из отраслей, демонстрировавших по итогам года прирост в анкетных данных компаний, также оказался лизинг медоборудования (общий портфель вырос на 64%, до 440 млн рублей), строительной и дорожной техники (на 59%, до 64,1 млрд рублей), легкового транспорта (на 34%, до 22,4 млрд рублей).
Снижение портфелей произошло в сегментах недвижимости (совокупный объем сократился с уровня 1,5 млрд до 890 млн рублей, или на 41%) и машиностроении (на 34%, или 1,7 млрд, до 3,3 млрдрублей). Однако перспективы лизинга недвижимости некоторые участники рынка оценивают как благоприятные. "Из–за роста профицита вагонов сегмент ж.– д. лизинга продолжит сжатие, но растет спрос на лизинговые сделки с недвижимостью", — говорит Владимир Пехтерев, директор петербургского филиала "Интеза Лизинг".
"Спрос сохраняется в дорожном хозяйстве, строительстве, авто– и ж.– д. перевозках, сельском хозяйстве и пищевом производстве, а также в IT и медицине", — отмечает Елена Блохина, директор филиала "Райффайзен–Лизинг" в Петербурге. По ее словам, в период стагнации экономики на рынке лизинга наблюдается тенденция к сокращению срока и суммы среднего контракта. "Крупные промышленные компании откладывают реализацию инвестпроектов до лучших времен", — подчеркнул эксперт.
"Среди перспективных сегментов можно отметить металлообрабатывающее, полиграфическое и медицинское оборудование, строительную технику, — говорит Дмитрий Пономарев, начальник отдела лизинга оборудования и спецтехники компании “Балтийский лизинг”. — Что же касается медтехники, то ее доля растет, и в 2020 году у нас позитивные ожидания относительно условий работы в этом сегменте".
По его словам, в прошлом году началась дискуссия о возможности выделения денег медицинским учреждениям для лизинговых платежей из фонда ОМС.
"В сегменте оборудования одним из приоритетных направлений мы считаем медицинское, — согласна с коллегой Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО компании “Интерлизинг”. — Прогнозируем потребность в лизинге коммерческой недвижимости". По ее оценке, приросту портфелей в машиностроении будет способствовать разработанная правительством РФ единая лизинговая субсидия, направленная на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции.
"В прошлом году расширилось действие программы льготного лизинга, охватив не только новую российскую спецтехнику, но и оборудование, — рассказывает Алексей Ритор, руководитель представительства компании “Эксперт–Лизинг” в Петербурге. — При этом был ограничен круг производителей субсидируемой техники, а участие в самой госпрограмме смогли принять только те лизинговые компании, которые показали наибольшую результативность использования субсидий в предыдущие годы".

Секонд–хенд

Снижению ставок по лизингу противостоит рост курса валют, из–за которого возросла стоимость импортной техники. Александра Христофорова, совладелец лизинговой компании "Петербургснаб", отмечает, что в последние годы сохраняется тенденция к повышению спроса на б / у технику и оборудование. "После 2015 года, когда сильно выросла валюта, бизнес стал отказываться от приобретения нового импортного оборудования или специализированной техники, — говорит эксперт. — Одновременно ситуация складывалась так, что ряд предприятий сокращали объемы производства, а некоторые банкротились. В результате на рынке появлялось много изъятых объектов по интересным ценам".
По ее словам, в этом направлении интересно работать, так как при понимании проекта и правильной оценке ликвидности имущества можно получить доходную сделку. Вместе с тем не многие лизингодатели готовы работать с имуществом старше 5 лет. "Если оборудование восстановленное или техника с небольшой наработкой по мото–часам, то такие основные средства являются рабочими, и клиент может использовать их в своей деятельности, генерировать выручку и выкупать в течение 2–3 лет", — подчеркивает эксперт.
В целом участники рынка не смогли отметить в 2019 году какого–либо подъема экономики и находились в ожидании очередных потрясений и в состоянии неопределенности. Малый бизнес, который мог бы поддержать портфели лизинговых компаний, становится более рискованным сегментом. "Субъекты малого предпринимательства все чаще выступают на субподряде у крупных заказчиков, которые работают по госконтрактам, и там ситуация с неплатежами близка к критической", — говорит один из опрошенных "ДП" руководителей лизинговых компаний. По его словам, госзаказчик не спешит оплачивать подряд, далее генподрядчик не платит субподрядчику, в итоге цепная реакция доходит до конечного исполнителя. "При такой ситуации малый бизнес опасается входить в лизинг или кредит, не чувствуя уверенности", — говорит эксперт.
Другим перспективным направлением для лизингодателей может стать мусорная реформа. Появляются запросы со стороны предпринимателей на транспорт и оборудование, необходимое для мусоропереработки.
В целом же компании смотрят в будущее с оптимизмом. "Ситуацию на рынке мы оцениваем положительно, просто мы перешли от взрывного роста к поступательному развитию, — отмечает Максим Агаджанов, генеральный директор “Газпромбанк Лизинг”. — В текущем году как в целом по рынку, так и по Петербургу мы ожидаем сохранения тенденции к дальнейшему проникновению лизингового инструмента финансирования".