23:3129 мая 202023:31
33просмотров
23:3129 мая 2020
Коронавирус отбросит лизинг на годы назад. Участники рынка не берутся оценить величину отката.
Здоровье нации вроде бы напрямую не связано с финансовыми инструментами, но лизинг пал одной из первых жертв госборьбы с пандемией.
Отсиделись в стороне
Было понятно, что первыми удар COVID примут туризм и бизнес, связанный с перемещением товаров через границы. Держащую карточный домик карту вытянула туристическая отрасль: из–за запрета авиасообщения возник простой самолетов, он привел к сокращению выручки и отказам от лизинговых платежей. В той же ситуации оказались и ж.–д. перевозчики: объемы снизились, денег на обслуживание платежей стало не хватать.
Основная масса лизинговых компаний вне авиа– и ж.–д. сегментов была уверена, что кризис обойдет их стороной (не секрет, что крупнейшие лизингодатели в транспорте связаны с государством или принадлежат банкам с госучастием). А затем ввели самоизоляцию.
Такси не виновато
Крупнейшие лизингодатели и получатели самолетов и вагонов имеют прямые контакты с теми, кто принимает решения о финансовой поддержке отраслей из бюджета. Бизнес же, выплачивающий взносы по лизингу за покупку станков, строительной техники и другого оборудования, один на один с кредиторами, но продолжал работать. А малому бизнесу, купившему холодильники для цветов или медоборудование, осталось только развести руками перед лизингодателем. Которому тоже нужно понимать, за счет каких источников платить кредиторам.
Неожиданным ударом оказался и запрет на каршеринг: вероятно, чиновники выбрали, где проще проконтролировать соблюдение запрета. Прочий общественный транспорт работу не прекращал, хотя в каршеринге достаточно было рекомендовать положить в машины средства санобработки. По оценке "ДП", только по Петербургу единовременно остановилось 10,5 тыс. автомобилей у десятка компаний, которые активно росли на протяжении 2019 года. Потери рынка автолизинга — 1 млрд рублей в месяц.
По данным рейтинга "ДП", в 2019 году легковой автолизинг в городе вырос с 16,8 млрд до 22,4 млрд рублей — на 33%. По осторожным прогнозам начала года, по его итогам должен был быть прирост на 10–15%. Сегодня оценить объем сокращения не взялся ни один опрошенный "ДП" игрок: все уверены в падении, но глубина зависит от действий конкретных компаний и их способности адаптироваться.
Снежным комом
Рынок последние 2–3 года делал ставку на автотранспорт — оказавшийся самым высокорискованным. Два месяца назад никто и предположить не мог, что он полностью зависим от органов власти, которые не замечали числа лизинговых автомобилей на дорогах, но вдруг разом остановили их.
Полный запрет на работу автодилеров затронул не только банки с их автокредитами, приостановками автозаводов, но и владельцев инструментов продаж — лизинговых операторов. Запреты на работу магазинов остудили моторы и транспортных перевозчиков. Их автопарки комплектовались с помощью лизинга, отсутствие заказов привело к переговорам об отсрочках платежей.
Как ранее писал "ДП", Объединенная лизинговая ассоциация обратилась к губернаторам с просьбой разрешить компаниям работу. В ряде регионов — и в Петербурге — просьба касалась уточнения формулировок запрета (в частности, в распоряжении правительства лизинг как сфера деятельности, которая может вести работу, прямо не указан). Для оформления сделки необходим осмотр предметов лизинга. Из–за запрета прямых контактов это невозможно.
По большинству регионов реакции не последовало: про лизинг как сферу забыли. В результате лизингодатели переориентировались на прием заявок для будущих договоров: можно дистанционно получить документы и рассчитать график платежей, а подписать договор и передать объекты нельзя.
Последствия удара
Транспорт, промышленность, медицина, недвижимость — все работали по лизинговым схемам. Но коронавирус заморозил будущие направления. Так, еще в конце февраля Евгений Курбакин, региональный директор департамента продаж компании CARCADE, рассчитывал на прирост продаж в связи с Чемпионатом Европы по футболу. Елизавета Дворникова, региональный директор по СЗФО компании "Интерлизинг", смотрела с позитивом на транспортную реформу, которая должна была способствовать развитию лизинга автобусов. Реформу перенесли, хотя перевозчики и лизингодатели уже понесли расходы на подготовку — были предварительные договоры поставок нового автотранспорта, даже поступление машин в автопарки.
Лизингодатели пытаются сохранить позитивное настроение: кризисы неплатежей 2008 и 2014 годов научили их выживать в непростых экономических условиях. Нынешняя ситуация может подтолкнуть лизинг к более активному освоению новых ниш, например медицинского оборудования или недвижимости. В этих сегментах пока единичные сделки и колоссальные перспективы.