Для бога, дронов и людей

С развитием технологий люди начинают смотреть на города с непривычных углов зрения. Это ставит архитекторов перед новым вызовом.

В Google Earth (больше 100 млн установок в Play Market) можно исследовать трехмерные модели (правда, пока только нескольких) мегаполисов. "Яндекс.Карты" показывают Петербург с высоты воздушного шара. Несмотря на знаки Fly Free Zone, съемку с дронов используют уже даже свадебные фотографы. Число высотных обзорных площадок растет — это уже не только здания, но и мосты на ЗСД. Не говоря о повсеместном использовании спутниковых снимков.
Вид на город и каждый дом сверху, которому раньше не придавали абсолютно никакого значения, становится столь же важной составляющей его образа, как и виды на фасады.
Исторически виды Петербурга с высоты птичьего полета интересовали живописцев, которые с начала XVIII века писали круговые панорамы столицы империи.
Классический высотный вид центра нашего города — скатные кровли, где–то выстроившиеся стройными рядами, разряженными улицами и деревьями, где–то же устроившиеся более затейливо. С годами и столетиями менялись детали. Чердаки становились не такими высокими, как модно было строить в XVIII веке. На смену тесу пришла жесть. Печные трубы исчезали в ходе послевоенных капремонтов. Вместо них появились телевизионные антенны (их ставили над каждой парадной из–за отсутствия надежных усилителей). Потом стали исчезать и они, на смену пришли мотки проводов интернета.
В последние годы в центре появляется все больше новых вкраплений, реконструированных и воссозданных зданий. Новостройки, даже если они имитируют на последних этажах скатную кровлю — для соответствия требованиям охранных зон, — обычно создают такое впечатление при взгляде с земли, а сверху все равно не проработаны и выглядят плоскими. Положение усугубляет то, что наверх выводят вентиляционное оборудование, лифтовые шахты и прочую инженерию, которая смотрится капитально, но красоты не добавляет.
Новые необычные крыши в центре редки. Вспоминается башенка в стиле модерн над бывшей швейной фабрикой им. Володарского на наб. реки Мойки (правда, в упрек ей ставили то, что в перспективе Гороховой ул. она спорит с башней Адмиралтейства). А также, мягко говоря, неоднозначный стеклянный гриб над "Невской ратушей", в котором обещали открыть обзорную площадку, а потом оставили для чиновников.
На спутниковых снимках особенно бросаются в глаза крупные кварталы новостроек в центре, такие как сама "Ратуша", жилой "Парадный квартал" на Песках или торговый комплекс "Галерея" на Лиговском пр. Большинство из них можно принять за спальный район, а универмаг благодаря большому плоскому забетонированному пространству со стеклянными "парниками" и вовсе может напомнить пустырь.
На такие дома не очень интересно смотреть с высоты. Современная архитектура, по крайней мере в Петербурге, не нашла свой язык для формирования высотного завершения зданий. Но это вопрос недалекого будущего. Когда главному архитектору будут носить на согласование не только фасады, но и вид сверху. В петербургском законе о благоустройстве уже содержится пророческая мысль: крыши приравнены к фасадам.