Что нам и Петербургу оставил 2019–й

В кулуарных беседах архитекторы признают, что последние годы не особенно богаты на шедевры, и 2019–й исключением не стал. Действительно, многие проекты похожи друг на друга и не слишком интересны в масштабах города. Но запоминающиеся постройки, у которых есть свое лицо или хотя бы какая–то изюминка, конечно, были. Вспомнили кое–что примечательное из того, что появилось в Петербурге.

Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области

Это неоклассическое здание на ул. Смольного заметно выигрывает по архитектуре у другой судебной новостройки — возведенного примерно десятилетием ранее Санкт–Петербургского городского суда на Бассейной ул. — излишне неприветливого, встречающего полированным гранитом и стеклянной вставкой в "классический" фасад. В проекте "Григорьева и партнеров" стекло в неприкрытом виде в основном наверху, на аттиковом этаже, и не так бросается в глаза. Лучше было бы обойтись вообще без этого этажа, ну что есть. Вместо этого взгляд привлекает почти четырехметрового роста статуя Фемиды, забравшаяся на уровень третьего этажа (редкий суд обходится без Фемиды, но обычно она таится где–то внутри). Похожий прием со скульптурой на фасаде те же проектировщики ранее применили на здании "Галереи" на Лиговском пр. Полукруглый фасад неплохо держит перекресток ул. Смольного со Смольной наб. Песочно–коричневая гамма хорошо подходит для такого ампира, уголка "Технологического института" возле Смольного. Не обошлось без курьезов: уже готовое здание открывали, оставив рядом с ним закладной камень.

Мост Бетанкура

Переправу, открытую в мае 2018 года к чемпионату мира по футболу, официально ввели в эксплуатацию только в марте 2019–го. Обычное дело для дорог. Со стороны было видно, что с тех пор строители доделывали нижнюю часть его подковообразного пилона, лестницы и прочие детали, не связанные напрямую с автомобильным движением. Высота моста в ходе строительства была уменьшена примерно вдвое (первоначально вместо подковы планировался эллипс): КГИОП настаивал, что в противном случае будут нарушены охраняемые панорамы. Тем не менее и в таком виде спроектированный "Стройпроектом" мост стал архитектурной доминантой (в одном ансамбле с эстакадами в составе ЗСД), облик его узнаваем. В отличие от многих других петербургских мостов, этот пересекает Неву не под прямым углом. Что можно считать недостатком: смотрится странновато. Такое решение связано с тем, какие участки удалось освободить под строительство, и с необходимостью устройства магистральных подъездов (пожертвовать в итоге пришлось дореволюционными зданиями на Ремесленной улице: дом №3 снесен, дом №5 расселяется). Также мост примечателен отсутствием на нем общественного транспорта (за исключением небольшого участка со съездом, по которому ходят троллейбусы на Петровский остров) при наличии велодорожки, весьма популярной у жителей Васильевского острова и Петроградской стороны. За счет большой высоты (мост неразводной) с него открывается красивая панорама центра города с Исаакиевским собором, церковью Святой Екатерины на Кадетской линии и шпилем Адмиралтейства.

Пансион на Бычьем острове

Важное в градостроительном отношении и дорогое в исполнении непетербургское (как мы привыкли воспринимать город) здание. Длинная изгибающаяся постройка (в плане — два листа дерева) формирует панораму Невы (что хорошо получается вместе со стадионом). В сплошном остеклении отражается зелень парка. У комплекса вышла непростая судьба. Он строился по проекту ООО "Ингмар архитектурно–строительное бюро" как спорткомплекс дзюдо с апартаментами. Строительство надолго прерывалось. Затем помещения и вовсе решили передать под пансион воспитанниц Минобороны. При перестройке апартаментов в общежитие проект изменился в сторону упрощения образа (отдельные жилые блоки были объединены), но эта метаморфоза не стала драматичной. Более тревожными выглядят планы строительства по соседству второй очереди пансиона в другой, более тяжеловесной и официозной архитектуре (впрочем, окончательного проекта пока нет). Две очереди соединит переход через Гребной канал.

Учебный театр при Академии танца Бориса Эйфмана

Пример реконструкции, когда вроде бы многое осталось по–прежнему, а здание выглядит иначе. Под новые функции приспособили — с надстройкой и частичным сносом — бывшую школу на Введенской ул., 3, исполненную первоначально в стиле сталинской архитектуры. Ее соединили переходом с построенным по соседству новым цилиндрическим корпусом, в котором расположились зрительный и репетиционный залы. Проект реконструкции разработало ООО "Архитектурное бюро “Студия 44”". Однако заказчики от него отступили, приделав к зданию довольно несуразный портик.

Здания на Октябрьской наб.

Жилые дома массового сегмента построены на месте завода "Реактив" на Октябрьской наб., 44. Тоже застройка набережной, но уже в спальной архитектуре: 22–этажка с "градусниками" лоджий, поодаль от нее еще одно точечное здание. Они появились в этом списке подобно тому, как в одном автомобильном музее среди редких машин появились серийные "жигули", на которых ездил известный человек. Дома интересны в градостроительном отношении: они построены практически вплотную к экспериментальному реактору — филиалу Крыловского научного центра. Федеральное медико–биологическое агентство отнесло его к "чрезвычайно высокому" риску. Тем не менее все формальные требования, в том числе санитарно–защитных зон, были соблюдены.

Жилой дом на 10–й Советской ул., 8

Довольно удачный пример нового здания в ряду сложившейся застройки центра. Дом №8 выигрышно смотрится на контрасте с подчеркнуто современным соседним домом №4–6. Но, как обычно, восемь этажей — чересчур много (чтобы сгладить впечатление, последний этаж отодвинули от красной линии). Жилой дом по проекту бюро Speech построили на месте детского сада. Сдержанная по декору, но имеющая запоминающуюся пластику постройка вызывает в памяти более раннюю новостройку на Малом пр. В.О., 9. Она украшена эркерами (на месте которых в первоначальном проекте планировались лоджии). Еще один фасад здания выходит на ул. Моисеенко (но отделен от нее сквером и пустырем). Эта стена лишена изгибов и выглядит более лапидарно, как будто проектировалась для менее престижного района.