Зеленый цвет не спасает: как бизнес в Ленобласти встретил смягчение режима

Автор фото: ТАСС

Несмотря на открытие в Ленобласти многих предприятий сферы услуг, владельцы ресторанов, фитнес–залов и кинотеатров не могут похвастаться наплывом клиентов.

В отличие от Петербурга, где работа почти всего потребительского сегмента остается под запретом, Ленинградская область с 12 мая стала ослаблять вожжи.
Регион решением властей разбит на три зоны — зеленую, желтую и красную, для каждой действует свой набор ограничений. В зеленой зоне, куда входят Волховский, Лодейнопольский, Лужский, Подпорожский и Сланцевский районы, таких ограничений меньше всего.
При обязательном использовании масок разрешена торговля непродовольственными товарами, работа временных вещевых рынков и ярмарок, торговых центров, кинотеатров и фитнес–центров. Кафе и рестораны могут принимать гостей при наличии летней веранды или террасы. Можно снова открывать стоматологические кабинеты.

Кина не будет! Но будет театр

Впрочем, сланцевский кинотеатр "Террикон" не принимает гостей по–прежнему — в связи с тем, что практически вся киноиндустрия встала, нет фильмов, способных вызвать зрительский интерес. Но даже при наличии скромного проката требуются дополнительные затраты на противоэпидемические мероприятия, контроль за заполняемостью зала не более 50%. В итоге в ближайшие месяцы кинотеатр вряд ли откроет свои двери.
А вот лодейнопольский драматический театр–студия "Апрель" с 27 мая запланировал ряд премьер. Директор и худрук Алексей Байдаков обещает рассадку зрителей в шахматном порядке и санитарную обработку зала. Театр уже открыт, но зрители туда не спешат: до 50%–ной заполняемости далеко. Директор театра считает: нужно дать людям какое–то время для возвращения к привычной жизни.
Фитнес–залы остаются пустыми. Их владельцы считают, что для возвращения клиентов нынешних послаблений недостаточно.
"Все по–прежнему боятся. Плюс, хоть мы находимся в зеленой зоне, перечень запретов широк. Например, тренироваться нужно обязательно в маске. Люди, узнавшие о таких ограничениях, не идут заниматься в спортзал. И я их прекрасно понимаю", — говорит Михаил Казаков, руководитель спортивного центра "Максимум" в Волхове. Его фитнес–центр посещают три–пять человек в день.
Волховский спортивный комплекс "Меридиан" вообще не открыл свои двери для посетителей. В бассейне при спорткомплексе произошла авария, и сейчас требуются дополнительные вложения в ремонт. Сумма убытков и от простоя, и от ремонта, по словам директора Ирины Новиковой, к концу мая достигла 2 млн рублей.
Предприимчивые руководители учреждений дополнительного образования пробовали во время карантинной паузы перейти на онлайн–формат, но получилось не очень.
"Особого заработка это не принесло. Областные жители скептически относятся к онлайн–занятиям для детей, не все еще привыкли к таким форматам", — рассказывает Вероника Близнюк, совладелица лужского детского клуба "Домик после школы".
Все мастер–классы, которые разрабатывались под формат онлайн–образования, ушли в "бесплатный контент". Это позволило не только сохранить аудиторию, но и привлечь новых клиентов, говорит Вероника Близнюк. У нее есть мысль запустить с 1 июня детский лагерь. Правда, для этого требуется официальное разрешение властей региона.

Цирюльники не в обиде

В желтой зоне (Сосновый Бор, Бокситогорский, Кингисеппский, Приозерский, Тихвинский, Волосовский и Киришский районы), а также в красной (Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Тосненский, Ломоносовский, Кировский) сохраняются более жесткие ограничения. Но, например, детским садам (в режиме дежурных групп до 12 человек) можно работать уже во всем регионе.
Частные садики недосчитались детей после ослабления карантинных мер. Владелица муринского детсада "Микки" Ксения Витякова говорит о снижении спроса на 50%. "Надеюсь, что в ближайшее время снимут все ограничения. Родители выйдут на работу, мы тоже начнем принимать детей в полной мере. Но прогнозировать развитие событий невозможно. И пока нам очень тяжело", — рассказывает Ксения Витякова.
У сети "Мими дом" из 80 детей осталось 20, из четырех областных площадок работают три. "Потихоньку начинают звонить родители, которые хотят забронировать места на июнь, июль и август. Значит, они постепенно приходят в себя", — говорит руководитель сети "Мими дом" Екатерина Фастовец.
Пожалуй, единственная областная сфера услуг, которая не жалуется на жизнь, — салоны красоты и парикмахерские. Они вправе работать во всех трех областных зонах, но тоже не без ограничений. Например, заполняемость зала не должна превышать 50%, у клиентов и персонала нужно проверять температуру и вести списки посетителей с указанием времени оказания услуги и номера телефона.
Владелицу салона красоты Sharm в Кудрово Татьяну Фомичеву это не пугает. Она, наоборот, рассказывает о наплыве клиентов из соседнего Петербурга.
Первую неделю после открытия мастера салона трудились в усиленном режиме: клиентки приходили за новым маникюром, бровями и ресницами. Повысился спрос и на короткие стрижки.
Учредитель сети ReMakers Ирина Андреева говорит, что все муринские парикмахерские забиты на 100%, цирюльники стригут без передышки. По ее словам, стоимость расходных материалов растет, ужесточение санитарных норм тоже требует затрат. Поэтому стоимость парикмахерских и косметологических услуг почти неизбежно вырастет.