Из чего вырос "Последний министр": пять политических фильмов и сериалов

Автор фото: kinopoisk.ru

США. "Канадский бекон" (Canadian Bacon), режиссер Майкл Мур, 1995

Главный, конечно же, образец американской политической сатиры — это "Великий диктатор" Чаплина, но там высмеиваются Гитлер и Муссолини, а нас в этой подборке в первую очередь интересуют издевательства над своими политиками. "Канадский бекон" — единственный игровой фильм документалиста Майкла Мура, обладателя "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля за "Фаренгейт 9/11". Сюжет "Бекона" крутится вокруг отношений двух географических соседей: Белый дом ради избрания президента на новый срок решает выдумать нового врага и, повертев головой по сторонам, не находит никого лучше Канады. В новостях — милитаристская истерика, однако в серьезность намерений "северных агрессоров", готовящихся чуть ли не к атомной войне, не верит никто. Вызов готов принять разве что один провинциальный шериф, который с радостью отправляется спасать отечество. Зря, конечно.

Великобритания. "Да, господин министр" (Yes Minister), режиссеры: Питер Уитмор, Сидни Лоттерби, Стюарт Аллен, 1980

Страна, быть может, с самой впечатляющей палитрой политических комедий, но мы выбираем этапный сериал Джонатана Линна и Энтони Джея. Понятно, что Роман Волобуев при создании своего ситкома если не списывал с британских коллег, то уж точно не мог их не учитывать. Завязка: местный парламентарий становится министром и пытается разобраться в правительственной бюрократии, в чем ему помогает (а на самом деле не очень) заместитель — серый кардинал (не Нечаева, но тоже сгодится). Со временем "Да, господин министр" трансформировался в "Да, господин премьер–министр", и есть подозрения, что наш "Последний министр" примеривается к тем же рельсам.

Италия. "Хотим полковников" (Vogliamo i colonnelli), режиссер Марио Моничелли, 1973

В 1970 году в Италии чуть было не случился фашистский реванш. Князь Боргезе сформировал вполне конкурентные боевые группы, у захвата власти был строгий план и даже точная дата, но в последний момент операция была отменена по неизвестным до сих пор причинам. В 1973 году Марио Моничелли выворачивает эту в целом совсем не смешную историю наизнанку и снимает жесткую сатиру о том, как ультраправые хоронят самих себя. Главный конкурс Каннского кинофестиваля, кстати.

Украина. "Слуга народа" ("Слуга народу"), режиссер Алексей Кирющенко, 2015

Невеликая, прямо скажем, экранная история, которая переросла в историю реальную и феноменальную. Школьный учитель Василий Петрович Голобородько материт коллегу, а заодно всю страну, кто–то из учеников снимает это на телефон, Голобородько становится звездой, а потом и президентом. С небольшими поправками (ну, например, заменим мобильное видео на сериал) по тому же пути вскоре проследовал и исполнитель роли Голобородько — Владимир Зеленский. Нет сомнений, что феномен этот будут изучать в университетах и через сто лет, и не столь уж важно, с какой оценкой.

Венгрия. "Свидетель" (A tanu), режиссер Петер Бачо, 1969

Ну и напоследок немного редкостей — выдающийся венгерский фильм, увы, как многое венгерское, мало известный за пределами родной страны. Главный герой — простой парень, которого заставляют стать "идеальным свидетелем" на процессе против его товарища. Чтобы добавить "свидетелю" веса, ему поручают задания одно ответственнее другого. Например, руководить садами апельсинов, которые в Венгрии не растут. Картина пролежала на полке долгие годы, но найти ее сегодня не составит большого труда.