Фестивали "БТК. Generation" и "БТК–ФЕСТ. Молодость" пройдут в октябре и ноябре 2020 года
Хорошо все–таки быть студентом худрука Большого театра кукол Руслана Кудашова. Вот ты на четвертом курсе, сочиняешь преддипломный спектакль, а показывать его будешь не сокурсникам и педагогам, а сразу городу и миру на специально созданном для тебя фестивале. "БТК. Generation" — фестиваль современного фигуративного искусства — пройдет 10–20 октября сего года на всех сценах БТК. Он полностью отдан режиссерам мастерской Кудашова. Всех их мы, вообще–то, уже знаем по актерским работам в нескольких репертуарных спектаклях театра. Но полная режиссерская самостоятельность для них (и для нас), кажется, внове.
18 макетов спектаклей (точнее, 15 — трое, видно, не успели) были представлены в день рождения театра в онлайн–марафоне. 18 полнометражных постановок (хронометраж заказан евростандартный: час — час пятнадцать) должны быть кровь из носу готовы к октябрю. Всё — от задумки до сценографии — студенты создают сами. В деле также продюсеры–стажеры, подопечные лаборатории БТК под водительством Наталии Сергеевской, плюс дружественные актеры, художники, музыканты и прочие творцы самого разного бэкграунда: для осуществителей режиссерских замыслов послужного списка, образовательного и возрастного ценза не предусмотрено.
Любопытный эксперимент. И обнадеживающий. Хотя руководители БТК строят планы с понятными оговорками и оглядками на эпидемию, сам процесс планирования имеет в наши коронавирусные времена эффект психотерапевтический — как для участников, так и для будущих зрителей проекта. Уже сейчас нам можно начинать ждать не у моря погоды, а авторского высказывания на библейские темы "Его женский род", "Кровавой свадьбы" по Федерико Гарсиа Лорке, "Пикника на обочине" по мотивам Стругацких, "Звездных дневников Ийона Тихого" по Станиславу Лему, вариации на "Преступление и наказание" под названием "Родькин чердак" и прочая, и прочая, и прочая. Авторам спектаклей следует ждать (не сложа руки) не просто оваций, но и большой награды: три–четыре лучшие постановки будут включены в программу основного, "взрослого" "БТК–ФЕСТа", который пройдет почти встык — 4–8 ноября.
Он, впрочем, тоже не будет таким уж взрослым. На "БТК–ФЕСТ. Молодость" по мировым сусекам с помощью друзей и коллег искали тех, кому нет 35 лет. Выбирали не по именитости (какая может быть именитость в этом юношеском по меркам театра возрасте), а по свежести идей и языка. Ну и по степени мобильности тоже. "БТК–фест" нынче совсем небогат: легкость и камерность привозимых постановок для него весьма существенна. В итоге в программе "БТК. Молодость" появились дуэты — к примеру, греческий Hop Signor Puppet theatre с очаровательной детской историей про копилку в форме игрушки–жирафа и микроскопическая, но макроироническая игра с предметами "36 драматических ситуаций", созданная русской семейной парой, работающей в Чехии под лейблом Theatre Nosorozec. Здесь соседствуют моноспектакли итальянского марионеточника–традиционалиста Маттиа Дзекки I Burattini и история о смерти и детях по пьесе Йенса Рашке "А рыбы спят?" в исполнении Марии Чесноковой ("Желтый квадрат", Екатеринбург).
Есть и многофигурные постановки. Например, выпускной спектакль польской актрисы и режиссера Агаты Собочиньской Wendy — женская версия "Питера Пэна". Французская постановка для трио актрис и музыканта с виолой да гамба Les Presomptions Saison 1 (интересно, как правильно перевести творение труппы Le printemps du machinist — "Презумпция" или все–таки "Предположения", а то и "Доказательства"?) — сложносочиненная игра с перчаточными куклами, предметами и гаджетами. А "Наблюдатели", созданные Музеем истории ГУЛАГа и Театром Предмета, — это переворачивающее душу исследование нашей собственной истории с помощью подлинных предметов, найденных на развалинах лагерей на Чукотке и Колыме.
И это, как говорится в одной песенке Псоя Галактионовича Короленко, еще не всё. Дай бог, чтобы оно всё сбылось. Желательно в полном воодушевляющем соответствии заранее построенным и обнародованным планам.