Промышленности Петербурга предрекают затяжное падение

Автор фото: АНТОН ВАГАНОВ

Промышленность Петербурга пока не показывает резкого снижения производства, но эксперты предрекают отрасли затяжное падение

Несмотря на введенные из–за распространения коронавируса ограничения, многие промышленные предприятия Петербурга не останавливались на время нерабочих дней. В их числе пищевые и фармацевтические фабрики, предприятия оборонного комплекса, судостроительные и энергомашиностроительные заводы, производители стройматериалов. Работающие производства обязаны соответствовать строгим мерам безопасности и нести соответствующие расходы. В частности, необходимо проводить дезинфекцию цехов, офисов и корпоративного транспорта, обеспечивать сотрудников средствами индивидуальной защиты, ежедневно контролировать состояние их здоровья, часть персонала вывести на удаленку.
Впрочем, сохранив производство на время пандемии, промышленники не могут гарантировать себе стабильный рынок сбыта по ее окончании. На "пандемический" кризис наложился экономический, последствия которого продлятся не один год. Доля промышленности в экономике города в последнее время снижалась, но все же составляет значительные 20,5%, по официальным данным. Не исключено, что после нынешнего кризиса этот показатель снова уменьшится.
Снижение валового регионального продукта Санкт–Петербурга от простоя в течение почти 2 месяцев может составить не менее 4%. В прошлом году индекс промышленного производства города рос опережающими страну темпами, но по итогам 2020 года промышленность города не вырастет и может даже потерять около 2%, полагает начальник аналитического отдела ЛМС Дмитрий Кумановский.
"Это очень похоже на ситуацию 2008 года, когда также было падение экономики по финансовым причинам, вызванным оттоком иностранных инвестиций и снижением цен на нефть. Однако в 2020 году ситуация сложна тем, что пострадали сразу все отрасли без исключения, тогда как в 2008 году проблемы были у банков и нефтяников, а также машиностроителей", — рассуждает Кумановский.
По его оценке, в 2020 году наиболее уязвимыми окажутся транспортный сектор (от перевозок грузов до пассажирских перевозок), строительство, машиностроение и сфера услуг для населения. Потребители будут максимально сокращать расходы, что приведет к потерям малого и среднего бизнеса, занятого в сфере услуг и производства. Крупные же машиностроители пострадают из–за резкого сокращения инвестиционных программ нефтегазовых компаний и вложений в инфраструктуру со стороны государства на фоне сокращения доходов бюджета.
Мнение о том, что текущая ситуация затронет всех, вне зависимости от успешности и величины предприятия, разделяют и другие эксперты, опрошенные "ДП".
"Это иллюзия, что подождем год–два и все вернется на круги своя. Этого не будет", — говорит исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палаты (ЛОТПП) Игорь Муравьев. При этом перспективы промышленности Петербурга и Ленинградской области он оценивает достаточно оптимистично.
"Большого спада нет, по налоговым платежам все идет равномерно. Скажу больше, что к нам в ЛОТПП уже было несколько обращений о возможности передислокации или об открытии производства — из других, не соседних регионов. Это показывает, что в общем ситуация неплохая", — полагает Муравьев.
По его мнению, основные риски связаны с возможным разрывом производственных цепочек.
"В судостроительном кластере существуют проблемы по строительству судов для гражданского рыболовного флота. После начала эпидемии все норвежские специалисты уехали к себе на родину. Идет задержка по вводу отдельных судов до года. Это связано не только с норвежцами, но это отягощает ситуацию", — рассказывает Муравьев.
По данным Федеральной налоговой службы, поступления бюджетов от налогов в России по итогам апреля текущего года уменьшились на 30%.
На розничном рынке не работает более 36% компаний, их выручка снизилась на 25%, говорит аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк. По его оценке, промышленность Петербурга пока пострадала в меньшей степени.
"Объясняется это инертностью сферы, исполняющей долгосрочные контракты, наличием госзаказов, возможностями формировать товарные запасы, поддержкой со стороны властей города. Таким образом, предприятия смогут возобновить деятельность в полном объеме после снятия ограничений", — полагает он. По словам эксперта, хорошим примером восстановления промышленности в Петербурге и Ленинградской области стал "перезапуск" Выборгского судостроительного завода. Власти разрешили открыть производство, так как это чуть ли не единственное крупное предприятие в Выборге.
В целом же, по оценке Миронюка, в производственной сфере кризис сильнее всего отразился на авиастроении, автомобилестроении, электронике и переработке полезных ископаемых. В этих секторах особенно наблюдается снижение спроса, нехватка персонала, а также ограниченное предложение и принудительное закрытие предприятий.
Во II квартале 2020 года аналитик ожидает резкого снижения промпроизводства по отношению к первому, однако восстановление после перезапуска предприятий будет столь же существенным.
"Характер кризиса 2008–2009 годов был более затяжным. Он не опирался на возможность быстрого восстановления спроса и имел структурную основу в виде долгового кризиса и невозможности быстро восстановить спрос. В этот раз ситуация может усугубиться при значительном продлении ограничительных мер. Это остается фактором неопределенности. В текущей ситуации отсутствует нехватка ликвидности и платежеспособного спроса, который лишь отложен во времени", — резюмирует эксперт.

Соблазн дешево скупить

После выхода из карантина России придется строить новую архитектуру экономики, согласен директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
"Та экономика, что была еще в 2019–2020 годах, восстановлена быть не может. Мы понимаем, что вся страна и мир переходят в новую ситуацию. Падение доходной части бюджета страны, по некоторым данным, составит 20%. Государство будет идти по пути урезания долгосрочных инвестиционных проектов", — сказал он.
По мнению Солонникова, скорее всего, федеральный центр максимально сохранит социальные обязательства и продолжит финансировать инвестиционные проекты в высокой степени готовности. "Но новые проекты будут заморожены. Мы уже видим, что в Петербурге остановлено строительство судебного квартала, к которому готовились несколько лет. И таких проектов будет достаточно много", — полагает Дмитрий Солонников.
По его оценке, еще один риск для российской экономики — возможный передел собственности. "При падении цены предприятий возникает соблазн купить их по дешевке. И еще хорошо, если это будут делать государственные банки, а не будет все это уходить за рубеж. Передел собственности может сочетаться с рейдерскими захватами, ликвидацией конкурентов. Вопрос: будут ли прямые поддержки из бюджетов для предприятий, чтобы не пустить эту волну?" — добавляет эксперт.
Во всем мире отмечается запрос на активную регулирующую функцию государства и резкое возрастание его роли в экономике. Тезис, который звучал многие десятилетия, о том, что рыночная экономика все отрегулирует, в новой реальности уже не работает. В этой связи сегодня как никогда возросла цена эффективного государственного управления. Важно отсутствие разницы между словами, желаниями и реальностью. Второй важный момент — разная структура экономик больших мегаполисов и других регионов по стране. В Петербурге и Москве мы видим поражение в первую очередь сервисных сфер экономики. А для соседней Ленобласти, которая во многом отличается, будут уже другие рецепты. На фоне этих моментов важно найти персонализированные для каждого региона решения.
Станислав Еремеев
Ректор Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина
Сегодня мы находимся в правовом регулировании чрезвычайных ситуаций. Российское законодательство о ЧС состоит из трех законов, и все они говорят о защите населения. Там нет ничего о защите бизнеса. Вероятно, это наследие советского прошлого, но надо понимать, что ситуация существенно изменилась. Очевидно, что необходимость изменения законодательства о ЧС назрела, для того чтобы и государство, и представители бизнеса заранее знали и понимали, что они должны и на что они могут рассчитывать. В то же время и бизнесу есть чему поучиться: нужно обращать больше внимания на договорную конструкцию, например, о форс–мажоре, которая обычно переписывалась из одного договора в другой.
Михаил Бойцов
Заместитель председателя комитета по вопросам регулирования предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей ЛОТПП