Экономика, которую мы потеряли: 2020-й мог стать годом роста в Петербурге

Автор фото: Коллаж Алены Марченко, фото: vostock-photo

2020 год должен был стать успешным для экономики города. Сейчас это можно сказать уже вполне определённо, опираясь на вышедшие статистические данные за I квартал. В городе росли промышленность и торговля, увеличивались зарплаты. "Чёрный апрель", видимо, обнулит все достижения.

В пятницу, 25 апреля, Петростат опубликовал экономическую статистику по Петербургу за март и I квартал 2020 года. Большинство показателей за эти периоды уверенно росло.
Индекс промышленного производства вырос в I квартале на 2,5%, притом что за весь 2019 год его рост составил 4,8%, а за 2018 год — 5%. Петербург традиционно опережает общероссийские показатели по промышленному росту, и начало 2020 года не стало исключением: по всей стране индекс составил в I квартале лишь 1,5%.
Росло производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий, лекарств. Табачники как чувствовали предстоящую остановку производства — они увеличили поставки своей продукции на 31,9% за квартал. Поставки лекарств и медицинской продукции выросли на 22,9%, но спрос на неё закономерно увеличился на фоне распространения коронавируса в начале года в соседних странах. Правда, при этом падало производство одежды, мебели, автомобилей, продукции металлургии.
С начала года уверенно росли обороты организаций. По сравнению с I кварталом 2019 года рост составил 15,5%. Торговля выросла на 29% (за весь 2019 год — лишь на 13%). При этом вновь начался рост именно розничной торговли, которая стагнировала в прошлом году. В I квартале оборот розницы увеличился на 8,8%. Возможно, не последнюю роль сыграл мартовский ажиотаж, когда петербуржцы бросились запасаться продуктами и товарами первой необходимости.
В Петербурге снижались темпы инфляции. Индекс потребительских цен составил 101,7%. В I квартале 2019 года этот показатель был равен 2,5%.
Компании набирали персонал. По сравнению с 2019 годом численность работников предприятий в городе выросла на 3,7%. Средняя номинальная зарплата при этом превысила 65 тыс. рублей, притом что в среднем по 2019 году она составляла 63 157 рублей. Эти цифры не должны удивлять: средняя зарплата считается путём сложения всех зарплат на каждом предприятии и деления полученной суммы на число сотрудников. Эту методику давно критикуют специалисты за не вполне адекватное отображение ситуации с реальными зарплатами в городе. Также Петростат использует такой показатель, как индекс реальных зарплат, который корректируется на размер инфляции. Он вырос в начале года на 5,1%.
Просроченная задолженность по зарплате снизилась со 145,3 млн рублей 1 января до 87,5 млн 1 апреля. Число работников, которым задолжали работодатели, сократилось за это же время более чем на треть: с 824 до 502. Немного увеличилось население города, перешагнув отметку 5,4 млн человек.
Конечно, далеко не всё было идеально. На 2% просела сфера услуг, но она снижалась и в прошлом году.
Объём строительных работ остался на прошлогоднем уровне, а ввод жилых домов снизился на 5,1%. Но это объяснялось переходом на проектное финансирование. "Ничего особенного не произошло, все стройки работали, всё шло своим чередом", — сообщил генеральный директор СРО А "Объединение строителей СПб"Алексей Белоусов.
Немного снизились обороты общепита, который в прошлом году внезапно "выстрелил" на 10%. "Общепит начиная с 2016 года жил надеждами на светлое будущее, — рассказывает президент холдинга "Евразия"Алексей Фурсов. — Все деньги, которые мы заработали, были заработаны с 2001 по 2016 год. Последние 4 года мы никаких денег не зарабатывали. Если где-то прибыль и была, она тут же перекладывалась в какие-то ремонты, реинвестиции и т. д. Плюс очень сильно выросла конкуренция за последние 2–3 года, снизилась наценка на продукты. Я думаю, что 50% заведений дышали на ладан ещё до всех этих ограничений".
"Те, кто был занят в сфере туризма, в марте уже чувствовали, что наступают тяжёлые времена, — напоминает исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга"Владимир Меньшиков. — Для многих других сфер это были обычные месяцы. Но во второй половине марта уже все понимали, что будут какие-то изменения. Другой вопрос, что никто до конца не понимал объём бедствия".
"У нас был хороший задел по итогам прошлого года, — считает президент Высшей школы экономики в Петербурге Александр Ходачек. — Дефицит бюджета носил технический характер. Все бюджетные обязательства города были выполнены, за исключением адресно-инвестиционной программы. Все социальные обязательства город тоже выполнил".
В начале этого года городу удалось наладить и исполнение АИП, что свидетельствует, по мнению Александра Ходачека, о хорошем состоянии строительной отрасли: "Она (АИП. — Ред.) была за эти 3 месяца освоена в двойном объёме по сравнению с 3 месяцами прошлого года".
"Цены на нефть до марта были сравнительно неплохими для российской экономики, — указывает начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский. — Поэтому промышленность и нефтяной бизнес, которые влияют на экономику нашего города, чувствовали себя хорошо. И нефтяные компании, и подрядчики, которые им поставляли оборудование, имели большие планы по развитию в течение 2020 года".
По итогам апреля Дмитрий Кумановский ожидает падения городской экономики на 4%. "Мы потеряем весь рост I квартала, который у нас наблюдался, и скатимся в ноль. А если будем простаивать и в мае, то уйдём уже в отрицательную зону, то есть будем терять наш экономический рост по сравнению с началом года", — говорит он.