COVID-19 как форс-мажор. Тысячи предприятий Петербурга заявили о невозможности исполнять контракты

Автор фото: Ермохин Сергей

Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата получила более 2,5 тыс. заявлений от предпринимателей с просьбой выдать им заключение об обстоятельствах непреодолимой силы по заключённым контрактам, сообщили "ДП" в пресс-службе СПбТПП.

Первые обращения начали поступать в начале февраля — после того как провинции в Китае стали закрываться на карантин. Они касались договоров поставки и просрочки по ним, связанной с невозможностью доставить из КНР товары или оборудование. Впоследствии стало расти число заявлений от туроператоров.
"В связи с постепенным закрытием стран Юго-Восточной Азии и Европы были отмены бронирования туров, гостиниц, появился массовый отказ от перелётов. Зачастую такие договоры сопровождаются штрафами за аннуляцию тура или бронирования гостиниц и билетов в размере стоимости тура или билета", — уточнили в СПбТПП.
"Под форс-мажором понимается совокупность обстоятельств, одновременно являющихся чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях, то есть воздействие таких обстоятельств происходит извне и не зависит от воли людей, — поясняет ведущий юрист, руководитель практики "Трудовое право" GRATA International St. Petersburg Михаил Герман. — К таким обстоятельствам следует отнести не только коронавирусную инфекцию и угрозу её распространения, но и ограничительные меры, предпринимаемые государством в целях недопущения её распространения".
Он отмечает, что все предприятия, пострадавшие от принятых государством мер, могут обратиться в территориальное представительство Торгово-промышленной палаты России с запросом на получение соответствующего заключения, в том числе и по вопросу нерабочих дней. Региональная палата может выдать соответствующий документ, в котором причина неисполнения обязательств по договору отнесена к непредвиденным и чрезвычайным. Таким образом, сторона, нарушившая условие контракта, может быть освобождена от ответственности, такой как начисление неустоек, пени и штрафов.
По предварительным подсчётам, всего с марта в СПбТПП поступило более 2,5 тыс. заявок от предпринимателей из разных отраслей. Введение ограничительных мер Смольного по противодействию коронавирусу, которыми фактически закрыты промышленные предприятия, рестораны, непродуктовые магазины, торговые центры, частные детские сады, повлекло за собой шквал обращений от бизнесменов. Они заявляют о резком снижении доходов и невозможности оплачивать аренду.
"Тем не менее заключение о форс-мажоре в данном случае не может быть выдано. Обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин ненадлежащего исполнения обязательств, но не являются основанием для освобождения от них", — уточняют в пресс-службе СПбТПП. В палате полагают, что в таких случаях сторонам нужно искать пути решения и договариваться в индивидуальном порядке.
В соседней Ленинградской области власти большинство жалоб поступает по аналогичным мотивам, рассказали "ДП" в региональном Фонде поддержки предпринимательства. Там открыта горячая линия для бизнесменов. С 25 марта на неё поступило более 1,1 тыс. звонков, в основном от тех, кто столкнулся с невозможностью оплачивать аренду частных коммерческих и производственных помещений в прежних объёмах. Власти обоих регионов — и Петербурга, и Ленобласти — уже признали коронавирус форс-мажором.