Алексей Лепорк Все статьи автора
20 марта 2020, 08:15 385

Госпитальный вопрос. Как изменить больничную архитектуру в России

Фото: Ads.org.uk

Карантин — удачное время для архитекторов поразмыслить о больничной архитектуре.

Последние дни все собираюсь позвонить знакомому мастеру на дачу и сказать, что, кажется, его ждет хороший сезон. За границу никто не собирается, часть знакомых уже переселяются на дачу, а потому возникнут мысли, что и как там улучшить. Ну, если, конечно же, деньги останутся после закупки гречки и макарон. Надеюсь только, что карантин и сидение дома еще на что–то полезное пойдут. К примеру, не только чиновники, но и архитекторы могли бы задуматься над тем, какие больницы строить.

Снявши голову, по кепочке не плачут. Крыша СКК как символ дополняемости властей и градозащитников

Снявши голову, по кепочке не плачут. Крыша СКК как символ дополняемости властей и градозащитников

721
Алексей Лепорк

Согласитесь, при мысли о больнице ничего хорошего в голову не приходит. Уже одни воспоминания о приемном покое способны отвратить от вызова врача что при корона–, что при кокошниковирусе. Да и вообще: легко ли вам вспомнить приятную больницу? Нет, не санаторий, а именно больницу. Такую, чтобы там можно было гулять, смотреть в окна, совершать променад в скверике, уютно сидеть под пальмами в кадках, спускаться в милое кафе и болтать со случайными попутчиками на пути к излечению? Да–да, добавьте еще бассейн, бильярд, сауну, фиточайную и так далее. Дайте разгуляться вашей фантазии. Скажете, такого не бывает? Да, в полном объеме, конечно же, не бывает, но частично возможно.

Самый напрашивающийся пример — хосписы. Сказать про наши, что они катастрофически мрачны, мало. Но вот, к примеру, в Англии уже четверть века один за другим появляются превосходные хосписы. Идея их создания принадлежит Чарльзу Дженксу, известному архитектуроведу, автору самой знаменитой книги о постмодернизме. После ухода его супруги в 1995–м от онкологии он создал движение по созданию "Мэгги–центров", названных в честь покойной. И предложил крупнейшим архитекторам бесплатно сделать проекты небольших отделений для разных английских больниц. Идея была в том, что на территории большого госпиталя выделяется участок и там строится маленький павильон–хоспис. Главное, чтобы не было безрадостно и отчаянно грустно. Условием было и то, что проект должен быть намеренно малобюджетным.

За последние годы выросло множество таких Maggie–centres. Некоторые из них стали знаменитыми. За свой павильон в больнице Чэринг–Кросс Ричард Роджерс даже получил главную английскую архитектурную премию — Stirling Prize — 2009. Многие другие проекты номинировались, их сделали Фрэнк Гери, Заха Хадид, Рэм Колхас.

Одним из результатов стало и то, что крупных архитекторов начали привлекать к проектированию больниц. Тот же Роджерс построил новое онкологическое отделение для лондонского Guy’s Hospital. Это здание сразу бросается в глаза, оно пестрое и цветное, приветливое и оптимистичное. В этом и идея всех "Мэгги–центров". Надо, чтобы человек перестал бояться идти в больницу.

Да, больницам нужны большие территории. Например, наша новая Боткинская неизмеримо лучше старой. Но в одном кардинально уступает — территория ее мала, там почти негде погулять. Старая кошмарна, но зелени там сильно больше. Над этим тоже стоило бы задуматься. Нацпроекты хороши, но их нельзя делать для галочки. Ни на территории больниц, ни на их качество не стоит скупиться. Даже оборудование не всегда спасет, если взгляд не на что бросить. В ситуации с глобальной эпидемией резонно ожидать, что наши олигархи выступят с инициативой построить клиники для народа на свои деньги. И им никто бы не смог воспрепятствовать позвать лучших архитекторов. Это вселило бы настоящую надежду в страну. За это и стоило бы давать им "героев труда". Скажете — мечты? Но и "Мэгги–центры" когда–то были мечтами. Главное — мечтать и делать. Во многие благотворительные фонды тоже когда–то не верили, а теперь к "АдВите" все так привыкли, что, кажется, была всегда.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама