14:5317 марта 202014:53
503просмотров
14:5317 марта 2020
Нынешний кризис негативно повлияет на сельское хозяйство, ведь мы почти все покупаем за евро. Уже успели подорожать и средства защиты растений, и семена, и импортные пестициды. Даже белорусские тракторы теперь обойдутся фермерам в копеечку — в 2008 году мы покупали их за 700 тыс. рублей, сейчас цена взлетела уже до 1,2 млн рублей.
Мы участвуем в грантовой программе для начинающих фермеров и получаем субсидии от государства. Заключая предварительный договор на поставку, я заложил колебания цены в 5%. Но в этот параметр мы теперь точно не уложимся.
Цены на продукцию поднять не получится, поскольку рынок насыщен и диктовать ему свои условия мы не можем. Нужно ориентироваться на покупательную способность, а спрос в нынешних условиях явно не вырастет, остается надеяться, что он хотя бы останется на прежнем уровне.
Сельское хозяйство — не самый мобильный вид бизнеса: здесь нельзя уволить повара и встать за плиту самому. Если ты выращиваешь овощи и зелень, остается только мириться с тем, что уровень твоего заработка все ползет и ползет вниз.
С другой стороны, в экстремальных условиях мы пытаемся увеличить урожайность продукции, перейти на товары с более высокой маржинальностью.
Самый очевидный рецепт в кризис — сокращать издержки и персонал. Но мы планируем расширять ассортимент, замещать импорт и предлагать продукты, которые будут интересны именно городскому потребителю.
Кроме того, мы будем уходить от оптовых продаж в розницу, где маржа все–таки побольше, — будем стараться уменьшить количество посредников.
Любой кризис — это санитар рынка, неэффективные компании уходят, сильные остаются. Первое ООО я создал в 2007 году, скачки валют мы переживали с тех пор не один раз. Как бы курс низко ни упал, мы приспособимся. Если у людей совсем не будет денег, значит, будем выращивать картошку.
Алексей Садов, владелец компании "Жили–Растили"