Традиционная доля

В современных реалиях почти не осталось сфер, которые были бы нацелены только на потребителей–женщин. Но именно те, где гендер все же преобладает, первыми сигнализируют о реальном состоянии дел в национальной экономике.

Президент Ассоциации женщин–предпринимателей России Ирина Потягова в разговоре с "ДП" отметила, что доля представительниц прекрасного пола в руководстве бизнесом стремительно увеличивается с каждым годом. Сейчас ассоциация даже выступила с инициативой и составила программу развития женского предпринимательства на 2020–2025 годы — в ней отражены задачи по улучшению взаимодействия всех направлений женского и семейного бизнеса. Но существует ли бизнес, который прицельно работает только на женщин? Границы между, казалось бы, гендерными направлениями бизнеса стираются. К сферам, чьими приоритетными потребителями выступает прекрасный пол, традиционно относят индустрию красоты, рынок одежды, ЗОЖ–сегменты рынка продуктов питания, групповые занятия в фитнес–центрах и школы танцев, свадебные услуги, рынок парфюмерии и косметологии. "Пожалуй, акушерство и гинекология — это единственный рынок, ориентированный только на женщин, — отмечает генеральный директор компании "Лаборатория трендов", член Гильдии маркетологов Елена Пономарева. — Чисто женских бизнесов в принципе не существует, однако есть рынки, где женский сегмент наиболее развит, — они являются целевой аудиторией и генерируют основной объем продаж".

А спрос и ныне там

В условиях падения покупательского спроса и стагнации доходов населения популярность указанных направлений не снижается, но при этом падает средний чек, отмечают эксперты и аналитики. "Женщины выбирают менее дорогие процедуры и переходят на одежду и обувь более низкого ценового сегмента", — говорит первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал. Эксперты отмечают рост популярности ателье, химчисток, магазинов секонд–хенд и стоковой одежды. "Это является проявлением кризиса покупательной способности: число покупательниц почти не снижается, но сокращается прибыль торговых организаций, так как женщины выбирают менее дорогие товары и услуги. В целом этот тренд стоит учитывать: в кризисное время на фоне нехватки средств востребованность различных услуг и товаров для женщин будет по–прежнему высокой, но покупательницы будут предпочитать более дешевый сегмент", — подчеркивает Сигал.
Елена Пономарева отмечает, что практически все потребительские рынки в борьбе за кошельки клиентов оказались в жесткой ценовой конкуренции, снижающей доходность как конкретных производителей и ретейлеров, так и рынков в целом. Сегодня именно потребители диктуют правила, голосуя деньгами за те или иные товары или услуги. "Это приводит к тому, что лояльность 50% (пять покупок из 10 товаров или услуг конкретного производителя или ретейлера) может считаться высокой, тогда как еще 10–15 лет назад этот показатель составлял 80–90%", — подчеркивает эксперт. Такая тенденция свойственна всем сферам бизнеса, независимо от их гендерной специализации.

Локальные успехи

По данным исследования "Лаборатории трендов", в 2019 году российский рынок одежды уже "провалился" на 3–4%, хотя в начале года делались прогнозы на его рост в пределах 3–5%. В компании подчеркивают, что женщины тратят на одежду в среднем в 2 раза больше мужчин и именно изменение их потребления оказывает основное влияние на рынок одежды.
По данным компании "Альтера Инвест", 50% покупок на рынке одежды и обуви из года в год традиционно приходятся на женские одежду и обувь, мужские покупают реже — их доля 20–25%. А вот онлайн–покупки одежды и обуви в России с июля 2018–го по июнь 2019–го, по данным агентства Data Insight, растут, и их уже на 63% больше, чем за прошлый аналогичный период. Всего было оформлено 101 млн заказов на сумму 215 млрд рублей.
У петербургских дизайнеров все неплохо. Основатель и дизайнер модного дома Kogel Ася Когель в разговоре с "ДП" отметила, что на этом рынке за последние годы стали востребованы локальные авторские бренды. Таких компаний в Петербурге за 2 года появились десятки, многие развиваются за счет продаж через интернет и социальные сети. "Сейчас все больше растет внутренний рынок. Существует огромный спрос на локальные бренды, потому что девушкам хочется покупать уникальные вещи местных производителей. Петербургские дизайнеры даже становятся популярны и востребованы и в других городах страны", — говорит Ася Когель.
Российский рынок парфюмерии и косметики падает уже второй год подряд. За 2019 год продажи снизились на 2–3%, даже несмотря на рост онлайн–сегмента. По данным компании GfK, за год оборот сетей дрогери уменьшился на 7%. В то же время в Петербурге за последние годы появилось около 20 небольших местных производств женской уходовой и декоративной косметики: Laboratorium, Elska, Levrana, Green Breed, "Самосвет", "Голодный леший".
Создательница бренда Green Breed Екатерина Михалис подчеркивает, что покупательницы стали все больше задумываться об экологичности косметики: "Сейчас это направление бизнеса очень популярно, потому что можно создавать экологичное производство без серьезных вложений. Такими товарами интересуются даже мужчины, но пока это не так распространено".
Индустрия красоты при этом продолжает свой медленный рост, сообщает Елена Пономарева. Оценить объемы данного рынка из–за большого сегмента услуг, оказываемых на дому, сложно, однако об этом можно говорить по оценкам участников рынка. В Северной столице работает около 8 тыс. компаний. В "Опоре России" отмечают, что сфера красоты наиболее востребована даже в кризисное время. "Женщина скорее сэкономит на покупке одежды, обуви или сумочки, но никогда — на косметике, парфюмерии или парикмахерской. В настоящее время наибольшим спросом пользуются аппаратные процедуры, мультикосметика, комплексный уход за волосами и ногтями. Стабильно растет количество клиенток фитнес–клубов и магазинов здорового питания", — говорит Павел Сигал.