Телефонные мошенники в среднем крадут у обманутых ими клиентов российских банков 10-15 тысяч рублей за один звонок, хищение крупных сумм является исключением из правил, заявил в интервью "Российской газете" замдиректора департамента Банка России по информационной безопасности Артем Сычев.
Сычев подчеркнул, что звонки из псевдобанков с использованием социальной инженерии стали основным видом мошенничества с банковскими счетами россиян: в структуре потерянных клиентами и банками денег большая часть — это средства, похищенные с помощью таких "обзвонов".
Причин для распространения такого вида мошенничества, по его словам, три: во-первых, организация подобной преступной схемы не требует особых затрат; во-вторых, для завязки разговора мошенникам не нужно много знать о клиенте банка — всего лишь его номер и полное имя; в-третьих, излишняя доверчивость россиян.
"Например, в даркнете некто предлагает продать базу данных якобы с миллионами клиентов банков, в подтверждение своих слов публикует "пробник" с информацией о нескольких сотнях клиентов. В итоге выясняется, что опубликованные сведения — это, по сути, и есть вся или почти вся информация, которая имеется в распоряжении злоумышленника. А "свежие" базы данных, появляющиеся в сети, как правило, являются компиляциями данных, распространяемых ранее", — пояснил Сычев.
Жертвой телефонных мошенников, занимающихся хищением денег со счетов, чаще всего становятся экономически активное население в возрасте от 28 до 55 лет. Сычев отметил, что эта возрастная категория платежеспособна и готова расстаться со своими средствами, "не сильно задумываясь о последствиях". По его словам, уязвимость этой группы можно объяснить излишним доверием к технологиям и окружению, в котором находятся люди.
"Ведь один из видов такого обмана — это использование в соцсетях постов якобы от имени друзей или от имени друзей друзей, что нужна помощь, срочно нужны деньги до зарплаты или на какое-то мероприятие или нужна якобы благотворительная помощь", — пояснил собеседник издания. Мошенники пользуются результатами доверительной атмосферы, которую они создают в социальных сетях, добавил Сычев.