Сплошной Петербург. Плюсы и минусы интеграции с Ленобластью

Автор фото: Пресс-служба администрации Ленобласти

В один день, но все–таки не одновременно областной и городской губернаторы заговорили об интеграции регионов. Первым был глава Ленобласти Александр Дрозденко, заявивший, что надо говорить не "об изменении границ" (то есть объединении города и области), а об "учете интересов жителей", после чего озвучил список направлений, по которым хотел бы интегрироваться с Петербургом. Смольный отреагировал вяло.

Во–первых, сказал Дрозденко, надо выравнять коммунальные тарифы. Во–вторых, уравнять социальные льготы. В–третьих — "дорожная интеграция": строить развязки на границах двух субъектов на паритетных основах с участием федерального бюджета. Наконец — "мы просим и Петербург в соотношении 50/50 создать совместную программу по переработке мусора, который город ввозит в Ленинградскую область, и компенсировать часть экологической нагрузки, которую несут жители области". За это область согласна выделить зеленые территории "в 30–километровой зоне вокруг мегаполиса, где будет запрещена любая хозяйственная деятельность, для того чтобы это были "легкие" Петербурга".
"Я в этом году буду предлагать подписать соглашение с Петербургом о полной экономической, социальной и транспортной интеграции", — заявил областной губернатор.
В ответ в Смольном явно попытались показать, что ничего особенного не произошло. "Александр Беглов, находящийся с рабочей поездкой в Москве, сегодня прокомментировал состоявшуюся у него ранее встречу с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко по широкому кругу вопросов взаимодействия регионов. Как сообщил глава Северной столицы, в беседе шла речь о формировании интеграционного плана города и области", — сообщила губернаторская пресс–служба. И одним предложением — про "синхронизацию деятельности" по всем направлениям.
В принципе, все можно было бы списать на текущую политическую конъюнктуру. У Александра Дрозденко в этом году выборы, а тема объединения города и деревни всплывает на них постоянно. Вот он и решил застолбить тему. А у Беглова выборы уже прошли, поэтому он просто решил помочь коллеге, чтобы тот не выглядел одиноко.
Но, во–первых, тема объединения в последнее время не только предвыборная. Ее обсуждают, хотя и гипотетически. Во–вторых, было совещание глав двух регионов, на котором обсуждались вопросы интеграции. По информации "ДП", оно состоялось в полпредстве.
Никто пока не понимает, идет ли речь об интеграции по тем направлениям, которые обозначил губернатор Дрозденко, или об "изменении границ", то есть либо частичном (как в Москве), либо полном присоединении области к городу. Пока, если говорить о конкретике, есть только озвученные Александром Дрозденко инициативы.

Учитывайте свой бюджет

Про унификацию социальных льгот ни областные, ни городские профильные чиновники пока ничего сказать не могут. В аппарате зампреда правительства Ленобласти по социальным вопросам Николая Емельянова "ДП" пояснили, что на сегодняшний день никакой конкретики нет. Сейчас они заняты "сбором и анализом данных". Когда этот процесс должен завершиться, также неизвестно. Глава городского комитета по социальной политике Александр Ржаненков сообщил "ДП", что в городе более 80 льготных категорий. "Конечно, жители соседних регионов часто хотят иметь схожие льготы и выплаты, но необходимо учитывать специфику региона и возможности бюджета", — заявил чиновник. Он отметил, что городской комитет находится "в постоянном диалоге с коллегами из Ленинградской области при разработке новых мер поддержки" и обменивается с ними опытом.

Опыт пока так себе

На вопрос о возможности совместных дорожных проектов в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Смольного "ДП" заявили, что "на текущий момент выстроенного механизма взаимодействия по вопросам финансирования между субъектами нет".
"В дальнейшем, если такие проекты будут реализовываться, процентное соотношение финансирования будет определяться индивидуально в каждом случае", — отметили в ведомстве.
В данный момент, по сути, есть только один пример сотрудничества двух регионов: строительство так называемого обхода Мурино и Нового Девяткино справа — продолжение Пискаревского проспекта с выходом на автомобильную дорогу Санкт–Петербург — Матокса. Его реализация показывает все сложности взаимодействия регионов, где каждый работает в границах своей территории. Из 7,6 км будущей трассы по земле Петербурга пройдет только 850 м, однако именно у городских чиновников затянулся вопрос с подготовкой документации: область сделала ее к лету 2018 года, но из–за задержки города в Главгосэкспертизу проект отправился только весной 2019–го.
Еще один дорожный объект, где предполагается задействовать все три бюджета, — Восточный скоростной диаметр (ВСД, он же Широтная магистраль скоростного движения), который соединит ЗСД с КАД в районе Мурманского шоссе. Федеральное финансирование на него фактически обещано. Однако пока при поддержке ВТБ и Газпромбанка будет строиться только первый этап — от ЗСД до Витебского проспекта, и до области дорога доберется не скоро.
Возможно, два региона могли бы начать с ремонта и расширения задыхающихся вылетных магистралей, таких как Токсовское или Колтушское шоссе, вдоль которых сосредоточены высотные жилые массивы. Тем более что последнему предстоит принять на себя поток мусоровозов, которые повезут мусор из Петербурга на завод МПБО–2 в Янино. В дорожном комитете Ленобласти считают, что работать по совместным объектам можно путем заключения финансовых соглашений, где каждый регион пропишет свою долю участия.
"На первом месте должно стоять развитие общественного транспорта, — прокомментировал "ДП" эксперт транспортного развития территорий ИТП "Урбаника" Илья Резников. — Это метрополитен (новые станции), железные дороги (интенсификация движения), транспортно–пересадочные узлы и перехватывающие парковки. В некоторые самые близкие пригороды (Кудрово, Мурино) логично строить трамвайные линии. Крайне важна и тарифная интеграция. Петербург не заинтересован в том, чтобы жители Ленобласти приезжали на личных автомобилях, с потоками которых городские улицы все равно не справятся".

Неизбежный союз

Согласно федеральному законодательству на территории Петербурга не могут находиться мусорные полигоны. Несмотря на слухи о возможном сотрудничестве с другими субъектами (например, Новгородской областью), вывоз городского мусора в Ленобласть выглядит наиболее логичным и перспективным. Уже сегодня областные предприятия принимают часть городских отходов (частично они оседают на незаконных свалках, однако основные объемы приходятся на легитимные договоры).
Ежегодно Петербург генерирует порядка 10 млн т отходов. Соглашение по утилизации город и область планировали подписать в феврале, однако пока что движения по этому вопросу нет.
Александр Дрозденко и ранее заявлял, что просто так принимать чужой мусор не предполагается: город мог бы выплачивать региональный экологический сбор.
Полученные деньги Дрозденко предложил целевым образом направлять на улучшение экологической ситуации в районах размещения полигонов, а также на повышение уровня жизни местных жителей. По мнению областного губернатора, Петербург может тратить на это средства своего бюджета (так делает Москва, субсидирующая Московскую и Калужскую области, принимающие ее мусор) или повесить плату на граждан и бизнес, включив в тариф. "Речь идет о небольшом увеличении тарифа", — уточнил областной губернатор. Тогда деньги будут поступать в бюджет области, а уже дальше — распределяться по районам.

Прописка не спасет

В целом девелоперы неоднозначно отнеслись к идее объединения. "В Петербурге и области градостроительная политика отличается, и самое неприятное для девелоперов будет в возникновении переходного периода — когда непонятно, по каким правилам работать. Кроме того, при объединении произойдет слияние профильных комитетов, что неизбежно приведет к паузе в их работе", — говорит Арсений Лаптев, генеральный директор "Арсенал Недвижимости".
Есть, по мнению застройщиков, и плюсы: упростятся решения по строительству дорог и инженерных сетей. Кроме того, возможно, станет легче выводить промышленные предприятия из центра Петербурга, так как в области проще найти подходящие площадки.
При этом цены на жилье за КАД вряд ли подтянутся до городского уровня, поскольку прописка в последнее время не является особо важным фактором для покупателей.
Но при этом цены на землю вполне могут подрасти — если лендлорды включат завышенные ожидания от объединения в ее стоимость.
Святослав Афонькин, Дарья Кильцова, Иван Ершов
Ключевой момент: улично–дорожная сеть города не может принять дополнительные автомобили. Их бы лучше убавить, поэтому меры по облегчению въезда в город эфемерны: после этих развязок ехать некуда. И так уже сделаны две серьезные ошибки — начато строительство выходов Девяткино и Кудрово на КАД. Посмотрите "Яндекс", все выезды в час пик с КАД забиты. Давайте туда еще добавим автомобилей, и КАД встанет окончательно. Поэтому строительство новых развязок на въезд в город, включая Московское шоссе с Дунайским проспектом, — зря потраченные деньги. Для улучшения транспортного обслуживания жилых районов за КАД надо развивать общественный транспорт: трамвай и — вблизи границы СПб — метро. Заниматься превращением пригородной электрички в городскую электричку (только не так, как намереваются РЖД). Петербург и область давно нуждаются в интеграции транспортного обслуживания, здесь я поддерживаю унификацию льгот и проездных документов. Но этого недостаточно. Необходим один транспортный оператор — это улучшит качество транспортного обслуживания на границе области и города, предотвратит постоянные конфликты по поводу работы областных перевозчиков в СПб. Наличие единого оператора — это обычная практика для европейских городов. Например, Стокгольм, где работает широко известный французский транспортный оператор "Колеус". У нас таким оператором мог бы быть "Организатор перевозок".
Андрей Горев
профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ
Географическая конфигурация Генплана Петербурга должна быть согласована с Ленобластью. Есть какие–то типичные варианты пространственного развития крупного мегаполиса. Наиболее четкий прием — создание зеленого пояса вокруг города, жилищное и промышленное строительство при этом выносится за его пределы. Так развивается Лондон. У нас граница города — места наиболее интенсивного строительства. Для области это самые эффективные территории с точки зрения изъятия прибыли. Получается, что город обрастает сплошным урбанистическим массивом без зеленого пояса.
Оксана Дмитриева
депутат ЗакСа Петербурга
Серьезная болевая точка — это 300 тыс. жителей Ленинградской области, которые приезжают в Петербург работать, но социально–экономическое обслуживание получают в области. Обычно это население многоэтажных ЖК за пределами КАД. Фокус в том, что налог на доходы физических лиц остается в Петербурге, и тратится он на городскую инфраструктуру. А люди хотят получить новую поликлинику, детские сады, дороги рядом со своим домом в Мурино или в Новом Девяткино. Это весьма большие налоговые потери, которые вносят значительный дисбаланс.
Владимир Петров
Депутат Закса Ленобласти

В контексте

Тема объединения Петербурга и Ленобласти поднималась за последние пару десятилетий неоднократно. Но всегда — накануне важных политических или электоральных решений. Однако до сих пор интеграционные инициативы обычно исходили из Петербурга (город хотел расширения за счет соседа). На этот раз — и это новость — свой голос возвысил областной губернатор.
Старт интриге был дан на рабочей встрече глав двух субъектов Федерации с полпредом президента. На ней, по информации «ДП», рассматривали вопросы интеграции города и области. Встреча была закрытой, информация о ней в паблике появилась не сразу, однако к середине следующего дня Александр Дрозденко решил сделать громкое заявление. Причем — вопреки обыкновению — не приурочил его к какому–то официальному собранию, а просто разослал через пресс–службу аудиозапись своего монолога. В тексте он попытался максимально далеко уйти от вопроса о политической интеграции субъектов, а говорил лишь об экономике — в том смысле, что городу неплохо бы поделиться с областью деньгами. Мысль эта подчеркивалась неоднократно, однако большинство поняло его, как он и опасался, неправильно.
Несколько дней подряд после этого СМИ только и говорили, что о политическом слиянии города и деревни. Смольный в дискуссию вступать не стал, а лишь в общих чертах объявил о готовности взаимодействовать с соседями. Такая реакция, скорее, свидетельствует о том, что системного понимания путей экономической интеграции на самом деле нет. Зато есть ряд обстоятельств, вынудивших Александра Дрозденко заговорить о ней здесь и сейчас. Прежде всего — выборная губернаторская кампания. Окончательной ясности, кто пойдет на эти выборы от партии власти, до сих пор нет. Но действующий глава, очевидно, уверен, что кандидатом будет он сам, и именно в рамках будущей кампании уже начал оппонировать конкуренту от партии «Родина» (там уже заявили о создании Общественного комитета по объединению двух регионов).
Идея эта электорально выигрышная — несмотря на приличные экономические результаты, в головах многих областных избирателей тема объединения с Петербургом (и городским бюджетом, конечно) до сих пор весьма популярна. И губернатор, очевидно, решил не отдавать ее противникам без боя. Однако эта тактическая акция не должна заслонять главное. Границы регионов в условиях начавшегося транзита власти точно не являются чем– то незыблемым. Одна только концепция учреждения «федеральных территорий» — тому доказательство. Сегодня решения об объединении (политическом или экономическом) субъектов Федерации принимаются точно не в этих самых регионах.
Инга Зайонц