Карашаш Ногаева Все статьи автора
11 февраля 2020, 08:31 14641

Каждому по "Лавке". В Петербург вышел новый проект в формате dark store

Фото: Алена Марченко, фото: lavka.yandex

Сервис "Яндекс.Лавка" с 11 февраля начал свою работу в Петербурге. Проект представляет собой 11 мини-складов в формате dark store, которые работают на зоны доставки в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах.

Для Петербурга это не первый проект, который занимается распространением своей продукции через подобный формат. О том, кто уже из игроков местного рынка имеет собственные закрытые магазины-склады и насколько у петербуржцев востребован этот формат, — в материале "ДП".

Ретейл 2.0. Руководитель фудтех-направления "Яндекс.Такси" Максим Фирсов о том, как будет развиваться рынок доставки в Петербурге

Ретейл 2.0. Руководитель фудтех-направления "Яндекс.Такси" Максим Фирсов о том, как будет развиваться рынок доставки в Петербурге

32991
Карашаш Ногаева

Продукты из "Такси"

Сервис "Яндекс.Лавка" впервые был запущен летом 2019 года в Москве, к февралю 2020 года проект уже насчитывает более 70 мини-складов в различных районах столицы и Подмосковья.

В Петербурге сервис будет аналогично доступен через приложение "Яндекс.Такси" через вкладку "Продукты". Как сообщили в пресс-службе компании, в ассортименте "Лавки" в Петербурге много местных производителей — "Петмол", Великолукский мясокомбинат, "Пит-продукт", МЗ "Пискаревский", "Самсон", КФ Крупской, фабрика "Нева", "Петрохолод" и многие другие. Кроме того, в ассортименте будут продукты "Лосево", которые распространяются через онлайн-сервис впервые.

За готовую еду в сервисе отвечают шесть партнеров — "Азбука вкуса", "Шоколадница", "Хлеб насущный", МПК "Норильский", "Великоросс" и "Британские пекарни". В меню, которое производители разработали отдельно для сервиса, входят завтраки, супы, второе, салаты и свежая выпечка.

"Лавка" проверяет наличие товара каждые 15 секунд, пока пользователь собирает заказ, чтобы исключить неприятные замены. Заказы доставляют курьеры тех же партнеров, с которыми сотрудничает "Яндекс.Еда". Все они застрахованы на каждой доставке", — добавили в компании.

На доставку из dark store в компании выделяют не более 15 минут. Помимо этого, через все точки "Лавки" в Петербурге будут распространяться наборы продуктов с рецептами от "Яндекс.Шефа", где к уже имеющемуся ассортименту коробок с ужинами добавили наборы для приготовления супов, завтраков и смузи.

"Яндекс.Лавка" открывается в 07:30, раньше кафе и магазинов, а последний заказ можно сделать до 23:30, когда большинство служб доставки уже не работают", — добавили в пресс-службе "Яндекс.Такси".

Местные против федералов. Как изменится петербургский рынок доставки еды в 2020 году

Местные против федералов. Как изменится петербургский рынок доставки еды в 2020 году

11354
Карашаш Ногаева

Рынок все еще формируется

Формат dark store в России относительно все еще не развит, а рынок доставки продуктов и еды все еще формируется. При этом подобная модель может быть востребована не только у продуктового ретейла.

Так, первый магазин-склад появился в далеком 2013 году у сети бытовой техники и электроники "М.Видео", которая использовала dark store, чтобы улучшить финансовые показатели стандартного супермаркета в Приморском районе Петербурга. Супермаркет потерял часть трафика после запуска дорожной развязки неподалеку от магазина. Пилот оказался успешен, однако в "М.Видео" отметили, что с ростом количества интернет-заказов стало выгоднее иметь централизованные склады с распределительными центрами. 70% онлайн-заказов клиенты "М.Видео" забирают самостоятельно из магазинов сети, потому что подобный формат позволяет ознакомиться с товаром перед покупкой и проконсультироваться с продавцом.

Второе дыхание формат dark store приобрел уже к 2018 году, когда сеть строительных гипермаркетов "Леруа Мерлен" открыла свой первый магазин-склад на месте одного из бывших гипермаркетов "К-раута" на Парнасе, площадь которого составляла 7 тыс. м2.

В "Леруа Мерлен" отмечают, что довольны результатами магазина, и называют подобную модель продаж перспективной.

"Наш магазин — первый в компании с таким форматом. Это новый опыт для "Леруа Мерлен". В перспективе мы планируем развивать спектр наших услуг в dark store (онлайн и офлайн). Мы работаем в Петербурге только год, но уже сейчас индекс удовлетворенности наших клиентов на высоком уровне — 93%", — рассказали "ДП" представители компании.

Чаще всего из dark store "Леруа Мерлен" петербуржцы заказывают товары из категорий "напольные покрытия", "стройматериалы" и "плитка". Зона доставки из магазина — весь Петербург и Ленинградская область, время и интервал доставки клиент выбирает сам.

"Площадь нашего Центра исполнения заказов составляет 9,3 тыс. м2 плюс небольшая клиентская зона около 40 м2, где клиент может получить свой заказ на самовывоз или оформить заказ за компьютером", — добавили в компании.

Осенью того же года в Петербурге первый dark store для заказов с Perekrestok.ru открыла X5 Retail Group. Инвестиции, по разным данным, в него составили до 90 млн рублей.

Руководитель управления операций онлайн-супермаркета Perekrestok.ru Ольга Калоева рассказала, что подобный формат может быть востребован только в крупных мегаполисах, жители которых испытывают нехватку свободного времени и при этом имеют свободные средства: "Существуют разные операционные модели в онлайн-доставке. Формат дарксторов оправдывает себя при наличии потребности большой закупки и высокой плотности заказов, что характерно для больших городов. Это подтверждает и мировая статистика: больше всего товаров на дом заказывают именно жители мегаполисов — Лондон, Токио, Нью-Йорк и т. д. Там, где люди стремятся экономить свое время. Поэтому успешными будут те онлайн-сервисы, которые эту экономию смогут обеспечить. Модель даркстора позволяет удовлетворять эту потребность. Во-первых, она обеспечивает широкий ассортимент: склады с большой площадью позволяют единовременно хранить десятки тысяч SKU. Во-вторых — качество и высокий уровень сервиса: заказы развозятся на машинах по оптимизированным маршрутам, собираются с помощью передовых технологий, а хранятся продукты в специальных зонах в зависимости от категории: что-то — в холодных зонах, что-то — в сухих. Большая плотность населения обеспечивает экономическую эффективность модели даркстора", — объяснила она.

В целом, по словам Ольги Калоевой, рынок доставки продуктов в Петербурге еще находится в стадии формирования: операторы, как стартапы, так и розничные игроки, в большей степени ведут борьбу за формирование у потребителя привычки заказывать продукты домой через интернет, нежели друг с другом.

В Perekrestok.ru у петербургской аудитории средний чек составляет около 3,2 тыс. рублей. Доставка осуществляется во все районы Петербурга, а также по Ленинградской области (на юге, западе и востоке — до территорий, ограниченных трассой А-120, включая Тосно, Никольский и Приладожский районы; на севере — в Кронштадт, Красноозерное, Лесколово, Первомайское и Всеволожск).

"Площадь нашего даркстора в Петербурге составляет 7 тыс. м2, там работает более 400 человек. Сегодня наш даркстор в Северной столице обрабатывает около 2 тыс. заказов в сутки, но есть потенциал роста. Доставляем с 6 утра в двухчасовых интервалах", — добавила Ольга Калоева.

Помимо них сервис доставки готовой еды и продуктов из dark store развивал местный игрок — "Самокат", который в начале сентября 2019 года начал осваивать московский рынок. Концепция "Самоката" наиболее близка к форматам работы "Яндекс.Лавки": курьер доставляет заказ за 15 минут, зона покрытия доставки "Самоката" при этом составляет около 70–80% территории города. Минимальной суммы заказа у сервиса нет, а режим работы "Самоката" — с 8 утра до 12 часов ночи. Оформление покупки возможно по 2,5 тыс. позиций.

При этом к осени того же года в Петербург пришли несколько региональных фудтех-игроков — "ВГастроном", GetFaster, Instamart. Первый — родом из Сибири — работает по модели доставки с собственных складов. На момент написания материала "ВГастроном" свою деятельность в Петербурге прекратил.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама