Дерзнувшие в столицах. Итоги январских тендеров

Автор фото: Ермохин Сергей
Фондохранилище Эрмитажа

Можно ли перебежать из ландшафта на стройплощадку, поставить с ходу 200 автобусов и перестроить "пять стаканов". Итоги январских тендеров показывают, что вполне.

Со второй попытки ГУП "Пассажиравтотранс" заключило контракты на приобретение самой крупной партии автобусов в рамках инвестпрограммы за последние годы — общей стоимостью почти 4 млрд рублей. Победителем стало мало знакомое местным перевозчикам ООО "СВ–Транспорт", "Пассажиравтотранс" раньше с ним также не работал.
Предмет контракта — поставка 100 односекционных вместимостью до 100 пассажиров и 100 двухсекционных вместимостью до 163 пассажиров автобусов — низкопольных, с высоким экологическим классом двигателя, с оборудованием для бесконтактной оплаты проезда и с зарядными устройствами. Транспорт должен прибыть в Петербург в мае.
Поиск поставщика начался еще летом 2019–го. Тогда предполагалось работать с одной лизинговой компанией: был объявлен аукцион на 200 автобусов за 3,4 млрд рублей. Однако в августе 2019–го заказчик процедуру отменил, объясняя корректировкой технического задания. Зимой закупку разбили на две части: на 1,7 млрд и 2,3 млрд рублей. В целях расширения конкуренции и предоставления большему количеству производителей возможности представить свою технику, пояснили в пресс–службе "Пассажиравтотранса". Зимой конкурировали только две компании — "Сбербанк Лизинг" и "СВ–Транспорт". Последняя оба раза обошла оппонента.
По данным СПАРК, 30% ООО "СВ–Транспорт" принадлежит Эдуарду Камалетдинову, 70% разделены на четыре равные доли между Евгением Калининым, Ольгой Нефедовой, Еленой Ятвецки и кипрской компанией Intucel LTD. Известно, что лизинговая компания работала с банком "Санкт–Петербург", в 2018 году компания предоставляла ГУДСП "Курортное" гусеничный асфальтоукладчик.
По данным "ДП", подрядчик будет страховаться от срывов поставок, поэтому ведет переговоры с несколькими производителями (основной договор у него с МАЗом и ЛиАЗом). В компании "СВ–Транспорт" на запрос "ДП" не ответили.
Городские власти не скрывают, что какие–то дыры в стартующей летом транспортной реформе можно будет закрыть "Пассажиравтотрансом". В таком случае 200 новых автобусов будут очень кстати (они закупаются в том числе для обслуживания зрителей чемпионата Европы по футболу).

Озеленяющие фонды

Не обошелся без недовольных аукцион на достройку фондохранилища Эрмитажа (НМЦК — почти 900 млн рублей). Две компании, петербургское ООО "Спецстрой" и московское ООО "Монолит", обжаловали результаты в антимонопольной службе, хотя сами в торгах не участвовали. Изменить ход событий не удалось. Победителем стало АО "Специализированное строительное управление — 5" (ССУ–5), предложившее 840 млн (проиграл ему второй допущенный участник — ООО "Геоизол").
Основной вид деятельности ССУ–5, по СПАРК, — "благоустройство ландшафта". И заявленная деятельность до последнего времени вполне соответствовала предметам заключаемых контрактов (их сумма увеличилась с 67 млн в 2016–м почти до 1,7 млрд в 2019–м). В прошлом году портфель пополнился несколькими контрактами на производство работ в парке с прудами федерального памятника "Усадьба Кривякино" в Московской области (общая сумма — 653 млн). В Петербурге компания за 894 млн обрела подряд на создание парка в Приморском районе. Обошло "Геоизол" и ООО "Профистрой Северо–Запад" (руководство этой фирмы СМИ связывали с другим петербургским бизнесменом, якобы близким к семье экс–губернатора города Георгия Полтавченко).
Срок подачи заявок на заказ Эрмитажа истекал утром 14 января. Фактически сразу и ООО "Монолит", и ООО "Спецстрой" подали жалобы в структуры ФАС. Претензии московского "Монолита" касались финансовой части проекта. Как рассказал "ДП" собственник "Спецстроя" Артур Данчаров, компания не приняла участие в торгах, поскольку ее специалисты не смогли ознакомиться с документацией (не смогли открыть файлы). ООО "Спецстрой", к слову, обратилось сразу в столицу.
Срок подачи заявок на конкурс истекал 14 января в 10:00, а прием жалоб в петербургском управлении ФАС, как отметил бизнесмен, начинается с 11:00, тогда как в центральном аппарате службы — с 09:00, поэтому и пошли в Москву.
Обоснованность жалобы "Спецстроя" вызвала сомнения у экспертов. Все файлы доступны для открытия и просмотра, и 12 разделов проектно–сметной документации также опубликованы на официальном сайте закупок, отметила руководитель группы антимонопольной практики юридической фирмы Art De Lex Анна Большакова. Она также обратила внимание на то, что "Спецстрой" активно обжаловал торги на строительство фондохранилища Эрмитажа и в 2015 году.
Адвокат выразила сомнения в реальности намерений второго жалобщика. "Представляется крайне невероятным, что, существуя и имея допуск СРО чуть больше полугода, "Монолит" смог выполнить и закончить строительные работы на сумму более 266 млн рублей, что требуется для участия в аукционе", — отметила Анна Большакова.
ООО "Монолит", зарегистрированное в апреле 2019 года, в прошлом году дважды пыталось получить госконтракты, но фирму не допустили к конкурсу на поставку изделий медицинского назначения, также она проиграла торги на содержание дорог в Оренбургской области. "Спецстрой" в 2019 году заключил 10 госконтрактов на 1,7 млрд рублей.

Миллионы улетели

Будущее "пяти стаканов" Пулково нарисует московский проектировщик. Закупка услуги по разработке эскизного проекта петербургского аэропорта с начальной ценой 25 млн рублей привлекла нескольких участников. Но торг в итоге прошел в камерной обстановке, что, впрочем, не помешало сэкономить почти треть от НМЦК.
На месте терминала 1973 года постройки должны возвести новый пассажирский корпус. Заказчик работ — ООО "Воздушные ворота Северной столицы". Победителем было признано московское ООО "Спектрум–Холдинг" (входит в состав многопрофильного инжинирингового холдинга). В 2017 году эта же организация разрабатывала концептуальные варианты развития Пулково.
Предложенная цена — 16,7 млн рублей. Помимо "Спектрум–Холдинга" на подряд претендовали шесть юрлиц из Петербурга и Москвы. Заявлялись компании, которые вызывались выполнить работу за еще меньшие деньги — вплоть до 9 млн, что в 2,5 раза меньше начальной стоимости. Но несколько участников отсеялись на этапе рассмотрения заявок: у двоих отсутствовал требуемый опыт проектирования международных аэропортов, одно предприятие не смогло доказать уровень ответственности в СРО по обязательствам, документы еще одного участника оказались недостоверными. В финал прошло ООО "Ассманн Бератен+Планен", на 100% принадлежащее немецкому "Абп Интернэшнл Гмбх" (его предложение — 23 млн рублей).
В портфолио "Спектрум–Холдинга" работа над проектами авиагаваней во Владикавказе, Калининграде, Тюмени и других российских городах. Общий портфель заказов достигает 700 млн рублей.

Первая тройка пошла

Смольный готовится выбрать подрядчиков, которые займутся реализацией одних из самых крупных дорожных объектов ближайших лет суммарной стоимостью около 16 млрд рублей. Итоги трех конкурсов Дирекция транспортного строительства готовится подвести во второй половине февраля.
Самый дорогой лот — строительство транспортной развязки на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта за 8,2 млрд. Еще в 4 млрд оценили реконструкцию Петрозаводского шоссе (2–й этап), в 3,8 млрд рублей — 2–й этап реконструкции Приморского шоссе, предусматривающий строительство съездов для подключения к трассе делового квартала "Лахта Центр".
Все три объекта объединяет софинансирование из федерального бюджета, но начинать придется без поддержки из Москвы: деньги поступят в 2021 году (3,7 млрд) и в 2022–м (3,4 млрд). Смольный запустил процедуры спустя неделю после правительственного распоряжения о выделении средств.
О желании строить развязку Дунайского проспекта с Московским шоссе еще до ухудшения финансового положения заявлял "Пилон", который занимался развязкой с Пулковским шоссе.
По словам владельца компании Мевлуди Блиадзе, этот объект вместе с парой других мог бы оставить компанию на плаву, поэтому бизнесмен пытался уговорить чиновников приступить к его строительству как можно раньше, но не смог.
Наиболее вероятный победитель этих торгов больше не в игре, и исход конкурсных процедур предсказать весьма сложно. Их мониторят все петербургские подрядчики. Вопрос в том, у кого хватит производственных мощностей.
"Торги, безусловно, могут заинтересовать многие дорожные компании, занятые формированием портфеля заказов", — сообщили в СК "Орион плюс", но не раскрыли свои планы по участию. Именно эта компания в конце 2019 года заключила со Смольным два контракта на достройку за "Пилоном" двух путепроводов за 4 млрд рублей.
Компания "АБЗ–Дорстрой"Владимира Калинина, напротив, в минувшем году получила не так уж много подрядов от Смольного. Участие и возможная победа фирмы в торгах на строительство съездов к Приморскому шоссе выглядят логично, учитывая, что она возводит вокруг "Лахта Центра" новые участки дорог и примыкания к существующей дорожной сети.
В компании о своих планах изданию не рассказали.
"В ближайшее время мы определимся, в какой закупке или закупках будет наиболее интересно участвовать", — прокомментировали "ДП" в ПО "Возрождение". Еще один дорожный игрок, АО "ВАД", по данным "ДП", сохраняет интригу по поводу своего участия.
По мнению директора ассоциации "Дормост" Кирилла Иванова, помимо перечисленных компаний за объекты могут побороться также "Геоизол" и "Метрострой". "Ни одна федеральная копейка не приходит неокрашенная. Подозреваю, что могут прийти федеральные игроки. Может быть, это будет ЕТС или московский "Мостотрест", — отметил эксперт.
С ЕТС в конце прошлого года заключили два контракта власти Ленобласти — на строительство мостов через Свирь и Волхов суммарной стоимостью 7,5 млрд.
Дарья Кильцова, Дмитрий Маракулин, Алексей Стрельников
В России только три производителя собирают автобусы большого и особо большого классов вместимости — ЛиАЗ, НЕФАЗ и Volgabus. Еще есть белорусский МАЗ. Однако при крупных поставках предпочтение, как правило, отдается российским поставщикам. Так как в парке петербургского "Пассажиравтотранса" большую часть новых автобусов занимает Volgabus, то логично предположить, что выбор падет именно на эту марку. Хотя многое зависит от цены. Также действует фактор объемов и сроков поставок. За 2019 год МАЗ реализовал 466 автобусов, а Volgabus — 401. Таким образом, для них заказ на 200 единиц — это половина годового объема. Что касается ЛиАЗа и НЕФАЗа, то они производят больше. Но ведь есть и текущие заказы, например на электробусы. Что касается сроков поставки в Петербург: до июня осталось всего 4 месяца, за которые производитель ежемесячно должен передавать по 50 автобусов. Таким образом, если лизинговая компания обеспечит авансовые платежи в адрес производителя и не будет сбоев в поставке комплектующих, сроки вполне реальны. Хотя нельзя исключать, что что–то может пойти не по плану.
Павел Виклейн
замдиректора по маркетингу и продажам ООО "Симаз"
На протяжении долгих лет ФАС предлагает различного рода поправки в законодательство для полного устранения или хотя бы уменьшения количества недобросовестных поставщиков. Новым витком стало предложение о введении рейтинга, формируемого на основе автоматического анализа участия хозяйствующих субъектов в конкурентных процедурах. Учет абсолютно любых контрактов при расчете рейтинга представляется весьма сомнительным. В конечном итоге это приведет к тому, что, например, поставщик канцелярских товаров будет считаться более добросовестным и опытным, чем поставщик более сложного оборудования, закупаемого значительно реже. Также возникает вопрос о хозяйствующих субъектах, длительное время пребывающих на определенном товарном рынке, однако не участвующих в закупках. Разве это делает их априори недобросовестными? Не обошли стороной и "профессиональных жалобщиков". Раньше обсуждался вопрос введения своеобразной пошлины за подачу жалоб. Такая практика является повсеместной в Европе. Однако у нас возник вопрос о системе ее расчета. До сих пор к единому мнению так и не пришли.
Анастасия Яремчук
руководитель антимонопольной практики RBS