14:2027 января 202014:20
484просмотров
14:2027 января 2020
В России рынок франчайзинга довольно молод по сравнению, например, с американским. Если в США он начал развиваться около полувека назад, то в России — примерно 8 лет. Небольшие компании стали расти, используя такую модель, примерно с 2013 года.
Франчайзинг — инструмент, позволяющий быстро развиваться, захватывать территорию, привлекать крупную аудиторию и зарабатывать репутацию. Но у этого подхода есть и свои минусы. Торговля франшизами — это как допинг для компании. В случае неверной дозировки есть вероятность потерпеть неудачу.
Существует множество примеров, когда при запуске франчайзинга предприниматели теряли собственный бизнес. Такой исход связан с тем, что все внимание было сконцентрировано на масштабировании бизнеса, которое требовало вложений больше, нежели приносило дохода. Люди постоянно вкладывали средства во франчайзинг, так и не дойдя до точки получения прибыли.
Исходя из собственного опыта, я считаю, что невозможно в месяц открывать менее двух точек и при этом работать с прибылью. Существует много франчайзинговых компаний, которые продают франшизы в малом объеме — не более 20 штук, получают с них деньги в виде роялти, которых оказывается недостаточно для обеспечения роста управляющей компании. Я, например, пока количество привлеченных партнеров не перевалит за сотню, в эту нишу заходить не буду, потому что дело не будет приносить выручки, которая сможет обеспечить нужную поддержку бизнеса во избежание банкротства.
Средняя продолжительность жизни франчайзингового бизнеса составляет 2 года. За этот период все возможные партнеры должны быть привлечены и рынок охвачен. Но мало кто находит в себе силы преодолевать переломные моменты, когда стоит накапливать необходимое количество партнеров, которые смогут платить определенное количество денег управляющей компании для мотивации собственника, оплаты своих расходов и дальнейшего развития.
Мы, например, решили перекраивать свою систему, чтобы повысить эффективность. Действовали следующим образом: желающий приобрести франшизу должен оставить заявку, после чего с ним связываются. В ходе общения выявляются его цели и опыт, а затем организовывается "очная ставка" с кем–нибудь из руководства. Важно понять, насколько он заинтересован в партнерстве и возможно ли с ним выстраивать доверительные отношения.
После заключения договора партнер отправляется в отдел запуска, где одновременно начинается несколько процессов: поиск помещения, персонала, ремонтной бригады, заключаются договоры с арендодателями. После того как мы запустили специальное обучение для наших франчайзи, то увидели совершенно другие результаты.
Отдел сопровождения помогает партнеру решать юридические, финансовые, бухгалтерские вопросы. Контроль качества осуществляется с помощью видеонаблюдения. Мы выбираем какую–нибудь парикмахерскую и в течение всего дня наблюдаем, что там происходит, есть ли нарушения, а раз в месяц отправляем туда "тайного покупателя".
Сейчас франшиз на рынке много, но при этом их покупатели стали более профессиональными — они тщательнее выбирают, сравнивают, оценивают. Я не вижу ничего плохого в том, что кто–то купит некачественную франшизу. С ее помощью можно научиться вести бизнес и стать настоящим предпринимателем.
Ильназ Набиуллин, основатель сети парикмахерских "Чио Чио"