Силуанов — Мишустину. Деньги накоплены — надо быстро их раздать

Автор фото: ТАСС
Прежний глава экономблока не оправдал надежд высшего начальства, но оставил преемникам переполненную казну.
Говорят, что впервые за много лет правительство открыто наказано отставкой за плохую работу, и в этом якобы содержится назидательный смысл для чиновников и народа.
Это не вполне так.
Во–первых, прежний кабинет, по крайней мере в той его части, которой руководил недавний первый вице–премьер Силуанов, вовсе не был таким уж неудачливым. А во–вторых, министры–изгнанники, включая и самых одиозных, не подвергнуты никакой публичной критике и благодушно переведены на жирные места.
Тем не менее среди нескольких соображений, заставивших произвести смену кабинета, одним из главных действительно было желание перенастроить экономический и социальный курс.
Что было главным для Силуанова? Справиться с необратимым падением нефтецен, которое началось в 2014–м. Поднять налоговые и неналоговые доходы и урезать все траты, которые не прикрыты непробиваемой лоббистской защитой. Результат можно назвать почти чудом. Хотя нефть сейчас вдвое дешевле, чем 6 лет назад, бюджет сводится с огромным профицитом, рубль тверд, инфляция мала. Разумеется, плата за этот триумф легла на рядовых людей, а нерядовые почти не пострадали.
И в этой новой ситуации прежний глава экономблока вдруг оказался не на высоте требований. Во–первых, не нашел способов вернуться к политике роста уровня жизни. Во многом из чувства реализма, но отчасти и по неистребимой минфиновской привычке отбирать, а не давать. Во–вторых, начал тормозить нацпроекты, ссылаясь на их непроработанность и низкую отдачу. То есть не смог принести системе ни популярности в низах, ни экономического роста. А в Кремле сейчас требуют того и другого, и притом немедленно.
Поэтому и появились премьер Мишустин с его репутацией деятельного и продвинутого рационализатора управления и новый первый вице Белоусов, изобретший некогда нацпроекты, стремящийся дать им второе дыхание и при этом искренне верующий в хозяйственный изоляционизм и пользу экономической гегемонии чиновников. А то, что происходит все–таки уточнение курса, но не полная его смена, подтверждено сохранением за Силуановым поста министра финансов.
Чего ждать? Довольно простых вещей. В государственных закромах, включая и Резервный фонд, сейчас полно денег. И в ближайшие год–два так и будет. Дальше возможны варианты — и нефтедоходы способны еще разок упасть, и глобальный спад не исключен. Но так далеко решено не заглядывать.
А пока к народу можно проявить щедрость. О росте числа получателей маткапитала уже объявлено. Намекают даже и на восстановление индексации пенсий работающим пенсионерам. В зависимости от окончательного вида перечня благодеяний ежегодная их цена может быть где–то от полутриллиона до триллиона рублей. То есть достичь 3–5% расходов федерального бюджета. При аккуратном исполнении такое, пожалуй, возможно и без развала финансов.
Сложнее с нацпроектами. Их оценочная стоимость во много крат больше — триллионов пять в год. И хотя объявлено, что проекты перепишут с оглядкой на реальную жизнь, но дешевыми и полезными они не станут. Порочна сама бюрократическая идея, на которую они нанизаны. Как ни рационализируй, мотором устойчивого роста им не быть. Но рапорты о каких–то краткосрочных успехах, подкрепленные интеллектуальной смелостью нашей статистики, не исключены. А может быть, только это сейчас и требуется.
Вот такая наступает недолговременная эпоха — эпоха расходования силуановского наследства. Будет ли Мишустин готовиться к дальнейшему? Гадать не берусь.