Деньги из возраста. Как устроен рынок технологий для пожилых людей

Автор фото: ТАСС

К 2050 году пожилые станут одной из крупнейших потребительских групп. Как устроен рынок технологий для них?

В 2019 году каждый 11–й человек в мире был старше 65 лет. По прогнозам ООН, к 2050 году число жителей планеты в возрасте 60 лет и старше удвоится и превысит 2 млрд — их станет больше, чем детей младше 5 лет. И цифровизация им выгодна не меньше других. В мире уже разглядели новую нишу и назвали ее agetech. В России это направление пока только зарождается. Главный вопрос — смогут ли миллениалы придумать удобные технологии для бумеров.

Окей, бумер!

Технологии, помогающие пожилым, появились еще в XX веке. Наиболее известный пример — это гаджеты с тревожной кнопкой, на которую человек может нажать, если ему стало плохо, и ему тут же вызовут врача. В США такие устройства начали появляться в 1980–х, в России — в начале 2000–х.
"Пожилых потребителей все больше, они живут дольше, становятся более требовательными к качеству жизни, товарам и услугам и принципиально больше используют цифровые устройства и сервисы. Бизнес уже не может это игнорировать", — говорит Вадим Бараусов, основатель проекта Vozrastech и директор "Фонда 60+".
В 2018 году в США в сфере agetech закрылось две почти миллиардные сделки. Онлайн–аптека PillPack, которая осуществляет ежемесячную доставку лекарств по подписке, вошла в состав Amazon. А сеть магазинов бытовой техники BestBuy купила компанию GreatCall, которая производит гаджеты для пожилых, включая упрощенные версии смартфонов.
"Если говорить про направление медицины и ухода, то в крупнейших экономиках мира на это ежегодно тратится около $20 млрд, — оценивает Юрий Шлаганов, инвестиционный менеджер венчурного фонда, автор telegram–канала Born Global. — Но динамика однозначно будет положительная. За десятилетие это направление вырастет минимум в 3 раза — до $60 млрд".

Гаджеты вместо внуков

Два основных направления agetech — это медицина, совмещенная с уходом, и досуг людей в возрасте. В сфере решений для здоровья, по словам Вадима Бараусова, сейчас лидируют комплексные системы мониторинга, которые позволяют определить падение, местоположение, а также нетипичное поведение пользователя и предупредить об этом его близких. Например, подобная разработка Cherry Labs, калифорнийского стартапа с российскими корнями, принесла ее создателям $5,2 млн.
Также много приложений для пользователей с заболеваниями. Так, для слабовидящих компания Orcam разработала устройство, которое крепится на очки и распознает текст и лица. Spectrum Resources создала глюкометр, который определяет уровень сахара в крови с помощью инфракрасных сенсоров и теплопередачи. А компания Dfree разработала носимый аппарат УЗИ, который мониторит состояние мочевого пузыря и напоминает владельцу пойти в туалет.
В сфере досуга стартапы, как правило, предлагают два типа решений. Первое — это роботы–компаньоны. Они могут передвигаться по дому, как, например, Buddy, который может предупредить хозяина об опасности. Или это могут быть стационарные решения, как умная колонка Elli Q, которая помогает хозяину развлечься: включает для него музыку, рекомендует книги или предлагает прогуляться.
Российский рынок преимущественно представлен "медицинскими" решениями. Это, например, тревожные кнопки — московской компании "Кнопка жизни" и петербургской "Система Забота", экзоскелеты для реабилитации компании ExoAtlet, а также сервис по организации ухода за пожилыми людьми на дому "Близкие люди".

Цифра с человеческим лицом

Несмотря на то что agetech–решения ориентированы именно на пожилых, создают их зачастую молодые люди, которые не всегда понимают потребности аудитории. "Производители многих девайсов забывают, что человек в возрасте тоже хочет хорошо выглядеть и ему не нравится носить на руке огромный пластиковый гаджет ужасного вида, — говорит Юрий Шлаганов. — Поэтому agetech–стартапы как никто другой нуждаются в грамотном customer development — процессе получения конструктивной обратной связи от потенциальных пользователей".
Кроме того, компаниям в этой сфере важно не только решать проблемы аудитории, но и делать это через понятные им каналы. "Можно сделать удобнейшее приложение для смартфона для пожилых людей, но им никто не будет пользоваться, — говорит Константин Лившиц, основатель и генеральный директор компании "Система Забота". — Пожилые пока ориентированы на человеческий голос. Завтра на смену придет приложение. Послезавтра, возможно, нейрочип или еще что–то".
Вдобавок, если говорить о сервисах, оцифровать там можно далеко не все. Например, контроль за работой сиделки нельзя доверить исключительно приложению или камере. "Мы говорим о людях, которые умрут, если к ним не прийти. Это лежачие люди, которые не смогут принять жизненно важную таблетку. К ним нужно прийти гарантированно, несмотря ни на что, несмотря на плохую погоду или 1 января. Поэтому обязательно помимо IT–платформы должен быть человек — менеджер, который взаимодействует и с сиделками, и с подопечными", — говорит Вадим Носов, основатель сети "Близкие люди", член правления ассоциации "Патронаж".

Придут агрегаторы

В ближайшие несколько лет отечественный рынок agetech ждет рост. В первую очередь — из–за старения населения и отсутствия у государства как финансовой, так и организационной возможности обеспечить всех пожилых людей уходом. По прогнозам Росстата, уже в этом году число россиян старше 80 лет превысит 5 млн человек.
В ассоциации "Патронаж" считают, что в 2025 году в стране изменится модель социального обслуживания и что государство и бизнес займут на этом рынке равные доли. "Одна из самых больших проблем, которая стоит сейчас перед страной, — это то, как малочисленное поколение 1990–х прокормит и обслужит огромное поколение 1950–х. На этот вызов мы и должны ответить с помощью agetech", — говорит Вадим Носов.
"Произойдет то, что раньше произошло в медицине. Когда появились первые частные клиники, казалось, что это очень дорого, что там залечивают и раскручивают на деньги. Но прошло время, частная медицина развивалась, сейчас люди ходят и туда и туда. То же произойдет на рынке соцобслуживания", — добавляет Вадим Носов.
Что касается самих услуг, то, по мнению Константина Лившица, они, скорее всего, будут объединяться в крупные платформы и агрегаторы. "В одном месте человек может сделать все — позвонить врачу, вызвать электрика, заказать еду, уборку, выгул собак, купить билеты на самолет или в театр".
Кроме того, будет расти спрос на реабилитацию. "Сейчас человек, зарабатывающий интеллектуальным трудом, может работать до 70 лет и дольше. Дальше этот возраст будет только расти. Соответственно, у людей будет запрос не только на долечивание, но и на реабилитацию для включения в активную социальную и профессиональную жизнь, — говорит Константин Лившиц. — Сейчас в России человеку снимают гипс и тут же отправляют его домой. В будущем лечение будет ориентировано на последующую реабилитацию и возвращение человека к привычной жизни".