Рынок онлайн-торговли бытовой техникой и электроникой в России за последние несколько лет активно развивался. Эксперты говорят, что в ближайшее время темпы роста будут снижены из-за экономической ситуации в стране. Dp.ru узнал, какими интернет-магазинами пользуются петербуржцы и что покупают у ретейлеров.
Практически за год в российских интернет-магазинах было оформлено 39,1 млн заказов на общую сумму 368 млрд рублей. Количество покупок с июля 2018 по июнь 2019 года увеличилось на 16%, также за этот период на 22% выросла общая сумма онлайн-продаж, рассказали dp.ru в исследовательской компании Data Insight.
В пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо" подтвердили dp.ru, что отмечают активный рост покупок через интернет. По данным компании, онлайн-продажи выросли на 79% год к году, до 91,4 млрд рублей с учетом НДС. Наиболее высокая доля онлайн-заказов зафиксирована в Москве, Петербурге и регионах Юга России.
"По итогам первого полугодия только трафик на сайте как в СЗФО, так и в Санкт-Петербурге вырос почти на 40%, мобильный — почти на 60%. По оценке наших аналитиков, продажи электроники и техники продолжают смещаться из офлайна в онлайн. Это приводит к органическому росту числа интернет-заказов товаров этой категории", — рассказал dp.ru управляющий директор дивизиона "Северо-Запад" компании "Ситилинк" Михаил Рубашкин.
По его словам, интернет-покупки максимально отвечают потребностям покупателей.
"Достаточно сделать запрос в поисковой системе, и перед потребителем открывается "бесконечная полка товаров". Локальный офлайн-магазин не может похвастаться такими преимуществами", — отметил он.
Макроэкономические потрясения
По информации аналитиков Data Insight, средний чек на российском онлайн-рынке бытовой техники и электроники составляет 9,4 тыс. рублей. В "М.Видео-Эльдорадо" уточнили, что средний чек в их интернет-магазинах превышает общероссийский показатель — он достиг 11,2 тыс. рублей. По словам экспертов, показатели в сегменте в первую очередь зависят от инфляции и курса рубля.
"Если не будет больших макроэкономических потрясений, он (средний чек. — Ред.) и дальше будет расти примерно со скоростью инфляции или чуть медленнее. Если же такие потрясения случатся, то средний чек, конечно, скакнет вверх из-за девальвации рубля, но одновременно и количество заказов вынужденно сократится", — рассказал dp.ru сооснователь исследовательской компании Data Insight Борис Овчинников.
По его словам, на розничном рынке в России наметился определенный тренд — покупатели все чаще заказывают технику в интернете. При этом он отметил, что в сегменте электроники доля и так уже велика, из-за этого наблюдаются относительно невысокие темпы роста.
"Темпы роста онлайн-продаж в меньшей степени зависят от перетока покупок из офлайна в онлайн и в большей степени — от общей динамики потребительского спроса на электронику и бытовую технику. Поскольку, увы, здесь резких позитивных изменений ожидать не стоит: предпосылок для существенного роста доходов населения нет, ускорения роста в онлайн-продажах электроники тоже ждать не приходится", — отметил эксперт.
Он добавил, что точное число интернет-магазинов в России назвать сложно. Но, по его словам, количество таких площадок не растет, а, скорее, сокращается.
"Растущее давление со стороны больших универсальных интернет-магазинов, а также со стороны кроссбордера сокращает стимулы для мелких предпринимателей по запуску новых интернет-магазинов и снижает шансы на выживание для ранее созданных", — пояснил Овчинников.
При этом эксперт уточнил, что количество предпринимателей, которые продают товары через соцсети, сайты объявлений и мессенджеры, только растет.
"Основные причины популярности онлайн-покупок очевидны. В первую очередь это возможность довольно быстро сравнить цены на разных площадках и выбрать наиболее интересное предложение. Второй фактор — не нужно ехать на другой конец города, чтобы забрать товар, который есть в наличии только в определенной точке, так как доставка может привезти его покупателю в удобное для него время", — рассказали dp.ru в пресс-службе МТС.
"Российский рынок электронной коммерции представлен самыми разными игроками: от маркетплейсов до небольших "витрин" в социальных сетях. При этом он находится в процессе активного развития — место на нем найдется всем участникам", — считает Михаил Рубашкин.
Основной экран
По данным Data Insight, для посещения интернет-магазинов бытовой техники и электроники покупатели в равной степени используют десктоп и мобильные устройства — 50% на 50%. В пресс-службе МТС рассказали, что доля клиентов, которые совершают покупки со смартфона, активно растет.
"Это связано с тем, что мобильный телефон стал для пользователей первым и основным экраном — люди стали реже покупать планшеты и компьютеры, потому что современный гаджет отлично заменяет их в большинстве задач", — рассказали в компании.
В "М.Видео-Эльдорадо" добавили, что "мобильные технологии являются одним из драйверов продаж", поэтому компания активно развивает мобильное приложение для клиентов. По словам представителя "Ситилинк", количество покупок со смартфонов и планшетов на 8% превышает продажи через терминалы в магазинах.
В пресс-службе МТС рассказали dp.ru, что в Петербурге отмечается рост онлайн-заказов как смартфонов, так и других гаджетов — детских часов, беспроводных наушников, колонок и прочих устройств. За последние 3 месяца в интернет-магазине МТС петербуржцы чаще всего покупали Samsung Galaxy A10, Samsung Galaxy A50 и Honor 8A.
В "Ситилинк" добавили, что в первом полугодии 2019 года самый высокий рост покупок у частных лиц в Петербурге наблюдался у стиральных машин (+46%), пылесосов (+33%), моноблоков (+50%) и лазерных МФУ (+27%). Корпоративные клиенты активно покупали мобильные телефоны и SSD-диски.