Иван Воронцов Все статьи автора
24 ноября 2019, 09:40 421

Театр в провинции у моря. Чем иркутские "пилигримы" удивили петербургскую публику

В рамках фестивальной программы Культурного форума состоялась премьера мюзикла Nora. «Подготовленные зрители» увидели спектакль раньше, чем земляки Театра пилигримов.
В рамках фестивальной программы Культурного форума состоялась премьера мюзикла Nora. «Подготовленные зрители» увидели спектакль раньше, чем земляки Театра пилигримов.
Фото: Николай Рютин

Одной из тем, обсуждавшихся на прошедшем VIII Санкт–Петербургском международном культурном форуме, было развитие культуры в малых городах. С одной стороны, у Петербурга вроде бы хватает и собственных проблем в этой области (как и способов их решения). С другой — увидеть интересные решения и способы выживания можно и у провинциальных театров, к которым в избалованной премьерами культурной столице принято относиться с некоторой снисходительностью. Это подтверждает и успех, с которым в рамках фестивальной программы форума выступил коллектив с берегов Байкала — Театр пилигримов из Иркутска.

Свидетели или соучастники? Репортаж с генеральной репетиции иммерсивного шоу "Вернувшиеся"

Свидетели или соучастники? Репортаж с генеральной репетиции иммерсивного шоу "Вернувшиеся"

551
Иван Воронцов

Авторская работа

Сибирь от берегов Невы очень далеко, но с Петербургом Театр пилигримов связывает многое. Он был создан выпускником Ленинградской консерватории Владимиром Соколовым, который в конце 1970–х переехал в Иркутск, где преподавал и был солистом областной филармонии. Следуя веяниям времени, стал экспериментировать с совмещением классики и рок–музыки. Сначала основанная им группа "Пилигримы" аккомпанировала спектаклям в иркутском ТЮЗе (например, к одной из первых в стране постановок по повести "Малыш" еще одних ленинградцев — братьев Стругацких). А потом преобразовалась в самостоятельный творческий коллектив — музыкальный Театр пилигримов, который стал для Иркутска и всей Сибири главным символом театрального авангарда на долгие годы. В постановках всегда сочетались живая музыка, пластика, вокал и поэзия. Напрашивающиеся сравнения с "Ленкомом" не случайны: Соколов также ставил на сцене Иркутского музыкального театра свою версию рок–оперы "Юнона и Авось", значительно отличающуюся от захаровской.

В 2018 году Соколов скончался, и новым худруком после некоторой паузы был назначен Константин Артамонов — молодой композитор, начинавший карьеру в Театре пилигримов, а сейчас заканчивающий Петербургскую консерваторию. Он и привез иркутский театр в Петербург, чтобы показать здесь два спектакля. Первый — "Страсти по Марии", поставленный Соколовым в 2000–м и восстановленный Артамоновым. Интересно, что в то время, когда театры либо опасаются связываться с религиозной тематикой, либо, наоборот, вызывающе экспериментируют с ней, сибиряки смогли обойтись без провокаций, но при этом создать эмоционально насыщенное произведение.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

"Наше произведение носит сугубо светский характер, — рассказал "ДП" Константин Артамонов. — Да, оно написано на основе страстей Христовых, потому что эта история имеет и имела большое значение для людей. Хочешь — верь, хочешь — не верь, но тот факт, что во имя любви к Богу люди создавали великие произведения, не должен быть оставлен без внимания. Хотя бы за это можно сказать спасибо религии. Мы с режиссером пытались рассмотреть эту тему с самого острого угла зрения — глазами матери Иисуса Христа, Девы Марии. Ведь для матери отдать сына на распятие — это невероятная жертва".

Второй спектакль "пилигримов" в фестивальной программе — премьера арт–рок–мюзикла Nora по мотивам пьесы Генрика Ибсена "Кукольный дом" в постановке Анны Агапитовой. Это полностью авторская работа Константина Артамонова: и музыка, и стихи написаны им. Решение показать спектакль гостям форума раньше земляков было осознанным.

"Любому творцу, актеру и режиссеру нужна оценка подготовленного зрителя", — поясняет директор Театра пилигримов Людмила Ваховская. "Иногда в провинциальных городах принято сразу хлопать, вставать. Иногда начинаешь уставать от того, что хвалят за все без разбору. Гораздо приятнее получать заслуженную похвалу, чем точно знать, что сегодня что–то на спектакле пошло не так, а тебя за это еще и хвалят", — соглашается с коллегой Артамонов.

Даже в чем–то проще

Королева бала. Татьяна Навка о политике, шоу и воспитании олимпийского чемпиона

Королева бала. Татьяна Навка о политике, шоу и воспитании олимпийского чемпиона

9608
Иван Воронцов

От руководителей театра из глубинки обычно ожидаешь услышать бесконечные жалобы на жизнь, недостаток финансирования и давление властей. Иркутяне в этом плане предельно сдержанны.

"Бороться за то, чтобы нас услышали зрители, конечно, приходится. Но искусство никогда никому не давалось легко. Не стоит поддаваться иллюзии, что ты сталкиваешься с какими–то уникальными проблемами. Потому что, с кем ни говори, проблемы у всех одинаковые — что в провинциальном театре, что в столичном. Возможно, нам даже в чем–то проще", — говорит худрук Театра пилигримов.

И развивает мысль: "Провинциальный театр — это термин, который прежде всего отражает разные возможности с театрами столичными. Возможности чисто материальные, финансовые, связанные с оснащением. А искусство — вещь универсальная. На самом деле у нас в стране сейчас все доступно, и это замечательно. Хочешь — делай. Возможностей больше, чем когда бы то ни было. Кто–то искусством занимается, чтобы выразить свою политическую позицию. Но мы занимаемся искусством как таковым".

Возможно, в этой принципиальной аполитичности и состоит секрет благополучного существования Театра пилигримов на протяжении уже более 30 лет. Причем с 1991 года он является государственным учреждением культуры.

То, что театральная постановка может быть авангардной, творчески бескомпромиссной, но при этом не содержать политической повестки, — это, пожалуй, главный урок, который столичные театры могли бы извлечь из опыта Театра пилигримов.

И дело даже не в том, что, "если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря". На вопрос о том, насколько важно для него вернуться в Иркутск, а не пытаться строить карьеру в Петербурге, Артамонов отвечает, что для него более принципиально выбирать, в каком театре, а не в каком городе работать: "Никогда не задумывался о региональном патриотизме. Говорить о том, что наш регион по культуре должен чем–то выделяться, совершенно не стоит. Все равно в эпоху массовых коммуникаций это мгновенно становится достоянием всего человечества. Географическая привязка уже никакого значения не имеет".

Историческая справка: театральные хроники

— Первый профессиональный театр в России был создан при дворе царя Алексея Михайловича в 1672 году. Актеров обучал пастор Немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори. Он же написал по библейским мотивам пьесу "Артаксерксово действо" на немецком языке, которая была специально переведена на русский. Представление длилось 10 часов.

— В XVIII веке наступил расцвет крепостных и домашних театров. А в 1756 году Екатерина II издала указ об учреждении в Петербурге Российского театра. Так появились императорские театры, просуществовавшие до 1917 года. Они находились в ведении министерства двора.

— При Александре I в 1803 году произошло разделение на драматическую и музыкальную труппу. При этом государственными оставались только столичные театры, а спектакли в провинции ставились частными антрепризами.

— После 1917 года все театры были национализированы. С 1924 года единственным идеологически верным эстетическим направлением стала считаться система Станиславского, и многие авангардные объединения, такие как "Синяя блуза", были разгромлены. Иностранных авторов практически не ставили до хрущевской оттепели. С 1960–х годов наступил подъем театральной жизни во всех направлениях, однако протащить через цензурное сито смелые постановки в провинции было крайне сложно.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама