Российская экономика увидела свет в конце тоннеля. Но, возможно, это отблески пожара мирового кризиса.
Сразу несколько индикаторов свидетельствуют об улучшении ситуации в российской экономике. Прежде всего это опережающий индекс деловой активности PMI, рассчитываемый на основе опросов менеджеров компаний. После резкого падения в сентябре немного подрос производственный индекс Russia PMI mfg — с 47,2 до 46,3 пункта. А действительно заметный рост — в секторе услуг, сразу с 53,6 до 55,8.
"В начале IV квартала спрос со стороны как внешних, так и внутренних клиентов увеличился, причем новые заказы из–за рубежа росли самыми быстрыми темпами с мая", — говорится в пресс–релизе IHS Markit (рассчитывает этот индекс).
Одновременно появились признаки того, что государство начинает расставаться с накопленными деньгами. Считалось, что задержка финансирования нацпроектов — одна из причин торможения экономического роста. Но в октябре бюджет РФ исполнен с дефицитом 0,2% ВВП, что косвенно свидетельствует о начале масштабных трат.
Банкротств не будет
Эксперты согласны, что определенное улучшение имеет место, но комментируют его достаточно сдержанно.
"Эти показатели говорят о том, что результаты IV квартала будут выше средних показателей роста за 9 месяцев, — считает главный экономист Альфа–Банка Наталия Орлова. — Отчасти в пользу этого работает эффект слабой базы, отчасти ускорение бюджетных расходов, отчасти смягчение монетарной политики ЦБ. На другой чаше весов — замедление экономики Китая и, как следствие, возможное ослабление динамики российского экспорта. Но китайского фактора вряд ли будет достаточно, чтобы испортить картину, по этой причине ожидания на конец 2019 года в целом остаются позитивными".
Правда, рост сконцентрирован на небольшом круге отраслей, в частности строительной и транспортной отрасли, что означает, что ускорение экономического роста будет ощущаться неравномерно, указывает Орлова.
"Это улучшение имеет такой масштаб, что это скорее отсутствие ухудшения, — считает Денис Соколов, партнер, руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield. — Мы просто не скатываемся вниз. Но это в принципе неплохо, потому что позволяет компаниям без волатильности адаптироваться к жизни. Компании не будут показывать рост 5–10%, рост будет 1–2%, но бизнес будет сохраняться, банкротств не будет".
На внешних рынках все действительно тревожно. PMI сферы услуг Китая в октябре упал до минимума за 8 месяцев (51,1), а в производственном секторе понизился до 49,3 (значение меньше 50 говорит о падении активности). Тем не менее пока что "китайский фактор" никак не сказывается на Петербурге. По крайней мере за III квартал объем экспорта в Поднебесную вырос почти на 30% (до $1,45 млрд).
Автопром тянет вниз
Региональные цифры до сих пор шли в некотором отрыве от федеральных трендов. Так, промышленное производство в Петербурге росло значительно быстрее, чем в целом по стране. Но в октябре Петростат зафиксировал небольшое замедление: если за январь–сентябрь рост составлял 4,7%, то за январь–октябрь — уже 4,5%.
Более всего очевиден тренд на замедление автомобильного производства. Если в I квартале производство "автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов" росло на 9,2%, то за 10 месяцев рост затормозил до 2,2%. Все это — на фоне провальных продаж новых автомобилей в целом по России (–5,2% в октябре и –2,4% за 10 месяцев).
"Уже по итогам 9 месяцев рост производства в Петербурге составлял всего 1700 автомобилей (1%). Думаем, что в октябре эта разница будет нивелирована. Год назад в этом месяце была реально высокая база, так что, скорее всего, по итогам 10 месяцев уже будет некоторый минус, — говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор агентства "Auto–Dealer–СПб". — Конечно, все дело в спросе, но у каждой модели своя ситуация. Например, Solaris и Rio не могут бесконечно расти, Creta в очень конкурентной и популярной нише, что позволяет пока что хорошо развиваться. RAV4 сейчас на "пересменке" — на рынок выходит обновленная модель. Спрос на продукцию завода Nissan часто волнообразен".
Минус стройка
Все еще слабо выглядит и строительная сфера. В Петербурге объем работ по виду деятельности "строительство" (включает в себя не только жилую, но и коммерческую недвижимость, а также инфраструктурное строительство) за 10 месяцев провалился на 21,7%, до 378 млрд рублей. Активность, очевидно, смещается в Ленобласть, где объемы подросли сразу на 60% (до 206 млрд рублей). Но если суммировать показатели двух регионов, получается все равно символический спад: –0,6% (без учета инфляции).
Зато внезапно начал расти покупательский трафик в петербургских торговых сетях. Так, Shopping Index (число посетителей на 1 тыс. м2 торговой площади) за 9 месяцев 2019 года увеличился в Петербурге на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, сообщили аналитики Watcom. Год назад динамика была отрицательной.
"Посещаемость торгового комплекса не говорит о повышении потребления, в данном случае стоит рассматривать конвертацию посетителей ТЦ в средний чек", — скептичен Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. По его словам, сейчас покупатели предпочитают онлайн–магазины, поскольку все стремятся к экономии бюджета.
Получается, громкий отчет Росстата о взрывном росте доходов населения в III квартале (на 3%) Петербурга пока не коснулся. Непонятно, коснулся ли он простых россиян и из других регионов.
Наталия Орлова предполагает, что официальную статистику могли скорректировать выплаты дивидендов, что явно не касается большинства. Но главная надежда потребителей — замедление инфляции. В ЦБ допускают, что в начале 2020 года она опустится даже ниже 3%.