Капитал поселился в гостиницах. Как отельерам привлечь инвестиции

 

Финансирование новых проектов в гостиничном бизнесе имеет ярко выраженную специфику: один из самых популярных и востребованных инструментов привлечения средств здесь не всегда доступен. Речь о банковском финансировании. Если здание, в котором планируется открыть гостиницу, или другая недвижимость находятся в собственности отельера, то вопросов нет. Банк дает кредит под залог этого актива. Но если проект будущей гостиницы предполагает ее открытие в арендованном здании, то с идеей привлечь банковские деньги можно распрощаться.
В этом случае в распоряжении отельера остаются другие источники капитала, в том числе выпуск коммерческих или биржевых облигаций. В российском бизнесе этот инструмент пока мало используется: у нас нет культуры частного инвестирования, нет доверия публичным компаниям.
Выпуск ценных бумаг всегда затратен для эмитента: надо провести большую подготовительную работу. Это очень непросто, и если у отельера есть какой–то более простой способ получения капитала, то он всегда выберет его. Сеть Station Hotels, например, созрела для привлечения средств на публичном рынке только на десятой гостинице. К этому моменту мы уже стали достаточно крупными, чтобы представлять интерес для инвесторов: девять отелей на 500 номеров, и достаточно зрелыми, чтобы сформировать высокий запрос на инвестиционный актив. Дебют прошел успешно: мы привлекли 30 млн рублей, на которые начали ремонт здания в центре Петербурга, где разместилась гостиница. В процессе реализации работ добрали остальные 20 млн рублей — таким образом нам удалось разместить 100%50–миллионной эмиссии. Остальные 60 млн рублей, необходимые для открытия новой гостиницы, мы нашли с помощью стандартных финансовых инструментов: через акционеров компании и портфельных инвесторов.
Следующим логичным шагом в финансовой экспансии Station Hotels мы видим размещение биржевых облигаций. Они более привлекательны для инвестора за счет свободного обращения и наличия котировок, напрямую не зависящих от эмитента.
Алексей Макаров, генеральный директор сети отелей Station Hotels