Годовой объем прибыли серого рынка косметики и парфюмерии составляет около 10 млрд рублей. Официальный объем продаж тем временем падает. Не последнюю роль в этом играют демпинговые цены на контрафактную продукцию.
Не стоит думать, что в Петербурге по старинке разливают поддельный парфюм в полузатопленных подвалах Апраксина Двора. Отнюдь нет. Его нынче также покупают. Лидерами по производству душистого контрафакта являются Турция, ОАЭ, Индонезия, Польша и Китай. Китайский продукт, надо сказать, совсем дешевый и местами даже опасный. Остальные пользуются популярностью по всей Европе и России, несмотря на бедное содержимое. Арабские подпольщики так навострились штамповать красивые флаконы, что иногда они даже выдерживают сравнение с оригиналом по качеству стекла.
Этот трюк прекрасно срабатывает для целевой аудитории покупателей, не имеющих возможности купить оригинал. Стоимость такого продукта сегодня — около 500 рублей за флакон. С накруткой торговцев, выдающих его за фирменный парфюм, на круг выходит около тысячи. Основной канал сбыта подделок из ОАЭ — интернет–магазины. Последние даже иногда не стесняются накручивать стоимость до расценок известных торговых сетей.
Ароматы копируют без зазрения совести. Потому что это коммерчески успешно. До сих пор подделывают классические духи. Но новые композиции не заставляют себя ждать, и поэтому ассортимент рынка контрафактного парфюма растет и регулярно пополняется.
Самые популярные запахи, которые первыми стали жертвой пиратов: Climat Lancome, Magie Noire Lancome, Chanel № 5, Dior Poison, Anais Anais by Cacharel, Opium by Yves Saint Laurent, Fidji by Guy Laroche.
Как все начиналось
Все начало 2000–х годов экономическая полиция отчаянно боролась с производителями подделок, гоняла фальшивых парфюмеров с Апраксина Двора. Духи тогда действительно грузили бочками… Но подпольные коммерсанты вывернулись. Даже в условиях ужесточения преследования фальсификата. На рынке вполне легально появились разливные духи и версии популярных брендов. Последние можно спокойно приобрести даже в торговых центрах. Фокус состоит в том, что производители версий не используют оригинальные названия, не покушаются на элитный дизайн и упаковку.
"Версия" — это очаровательная сказка о том, что некий парфюмер вдохновился, скажем… классикой и сотворил ее художественное подобие. Я художник. Я так вижу. Сходство этих копий с оригиналом составляет 85–100%, а аромат держится не более 5 часов. Но покупателей это не смущает.
Дьюти и бьюти
Качественная парфюмерная продукция отечественного производства занимает сегодня не более 10–15% рынка. Остальное — это легальная продукция, продающаяся в торговых сетях по соответствующим ценам, и серый рынок ароматов. В ближайшее время ситуация рискует ухудшиться. Дело в том, что парфюмерная продукция вошла в перечень из 10 товарных групп, для которых с 1 декабря 2019 года вводится обязательная маркировка. Это означает неминуемый скачок цен на флаконы известных мировых производителей. Так, по официальным данным, с литра безводного спирта будут взимать 523 рубля, а с литра денатурированного спирта — 107 рублей. Чтобы как–то поддержать импортеров и не дать рухнуть бьюти–рынку, Минпромторг предлагает снять запрет на производство спиртосодержащей косметики на территориях особых экономических зон. Но вся эта история в любом случае сыграет на руку рынку серой парфюмерии.
Покупатели уходят в интернет, вступают в группы в социальных сетях и делают там покупки. Средняя цена интернет–магазина, торгующего подделками, — 95 тыс. рублей. В нее входят сайт, раскрученные группы "ВКонтакте" от 5 тыс. подписчиков, постоянные клиенты. Стоимость флакона, выдаваемого за оригинал, — не более $3.
Цена, предлагаемая покупателям, — $15–20. Таким образом, рентабельность подобного предприятия зашкаливает. Никакому магазину, торгующему легальной парфюмерией, такой объем продаж и не снился. В магазинах флакон разрекламированной туалетной воды может стоить 7–8 тыс. рублей, а в соцсетях — в 2 раза меньше. Хорошая реклама в социальных сетях обеспечивает объем продаж 50–100 флаконов в день.
Соблазн лихо заработать настолько велик, что во многих торговых центрах обеих столиц, в магазинчиках элитной парфюмерии продавцы барыжат контрафактом. Покупателю предлагают якобы списанный товар из–за дефекта (поцарапано стекло) или предлагают выгодную покупку от знакомых из дьюти–фри, которые тайком присылают сюда неликвид, — в результате вам неслыханно повезло. Но в 99% это обыкновенный обман. Покупателю, естественно, всучат контрафакт за цену чуть меньшую, чем стоит настоящий, фирменный парфюм.
Иногда покупателям действительно везет — им продают фирменную просрочку. Просроченный Chanel стоит в районе $70 за флакон, продать же его можно как новенький за 12–13 тыс. рублей, скинув пару тысяч — для приличия.
С видом на Людовика
Несмотря на то что среди отечественных туристов бытует мнение, что любой шопинг в Европе вполне безопасен, подделками бессовестно торгуют во всех без исключения столицах. Во Франции по количеству продаж лидируют подделки из ОАЭ и Польши. Как только солнце клонится к закату, в Париже, например, наступает время настоящей торговли и классических легенд. Легенды повествуют о благородных рабочих, которые без устали таскают на себе с фабрик свертки с оригинальными ароматами, лишь бы покупатель имел возможность приобщиться к высокой французской парфюмерии. Вот тут Лувр, видите, неподалеку? Оттуда и несут!
Ассортимент поддельной продукции настолько огромен, что большинство счастливых российских туристов привозят домой все тот же контрафакт, что можно купить и дома. Счастье заключается лишь в святой уверенности путешественника, что ему лично улыбнулась удача. Ведь на рынке фальшивок можно купить не только перспективные новинки парфюмерной промышленности, но и лимитированные линии прошлых годов.
Автору неизвестно, какими способами воюют с серым рынком европейские власти, но в России подпольщикам грозит разве что изъятие контрафактной продукции да смехотворный штраф.
В 2011 году немецкая компания Hugo Boss Trade Mark Management GvbH&Co. KG подала в суд на петербургскую фирму "Аллюр парфюм", занимающуюся оптовыми поставками парфюмерии. Истец утверждал, что местный поставщик несанкционированно использовал зарегистрированный товарный знак. В Hugo Boss ущерб деловой репутации оценили в 100 тыс. рублей.
Отдельная история с пробниками предлагаемых элитных духов. Если раньше их можно было купить действительно настоящие и по сходной цене, то сегодня производители фальшивки ловко заняли и эту нишу.
Дело в том, что в Москве и Петербурге потребление бьюти–продукции достигло своего максимума, рост продаж наблюдается только по отдельным категориям.
Впрочем, производителям фальшивых духов далеко до прибылей, которые имеют штамповщики бытовой химии — шампуней, гелей для душа и прочих моющих средств. Здесь золотое дно сложилось еще в конце 1990–х годов и, несмотря на титанические усилия экономической полиции, не умерло, а вполне себе процветает. Ибо низкая цена для покупателя, спрос и высокие объемы продаж всегда имеют аромат большой прибыли.