Половина зарубежного алкоголя поступает из Латвии и Литвы

 

Реализация стратегии России по переориентации транзита на собственные порты Балтийского моря в целом успешна. Правительство намерено перебросить к 2020 году дополнительный грузопоток в направлении отечественных портов на уровне 60 млн т, из которых 40 млн т — это навалочные грузы. И есть планомерное приближение к этой цели.
Тем не менее объем российского транзита через порты Балтии слишком велик. По данным ФТС России, за 2018 год транзитом через Прибалтику в Россию было ввезено 3 млн т грузов, пришедших морем в Клайпеду, Ригу, Таллин и т. д.
Есть ряд проблем, которые мешают возвращению российских грузов из портов Прибалтики. Во–первых, это недостаточный уровень сервиса в Большом порту Санкт–Петербурга. Возможности перетарки груза из контейнеров на другие виды транспорта в городе ограничены. Реально такие услуги, хотя они очень востребованы, оказывает только один терминал. В настоящее время эффективные работающие производственные мощности, позволяющие проводить мультимодальные перевозки, предлагает только порт Бронка.
Тема прибалтийского транзита достаточно чувствительна для контейнерного рынка Петербурга. Не секрет, что стоимость перевозки в Московский регион одного морского контейнера через порт Северной столицы на 30–40 тыс. рублей дешевле, чем через порты Прибалтики. Тем не менее многие импортеры выбирают порты стран Балтии.
Яркий пример тому — транзит алкогольной продукции. Например, крупный импортер типа "Лудинга" маркирует то же вино прямо на заводах–изготовителях, и у него проблем нет. Более мелкие компании, покупающие вино у небольших независимых производителей, приобретают продукцию немаркированной. По закону ее без наклеенных акцизных марок на территорию России не пропустят. Поэтому такой товар идет в Клайпеду или Ригу, там ящики с вином вскрывают и каждую бутылку маркируют акцизной маркой. Поэтому не стоит удивляться, что половина импорта алкогольной продукции поступает в Россию через порты Литвы и Латвии.
Статистика тоже подтверждает, что пока порты Балтии растут почти только на контейнерах. Так, грузооборот порта Рига по итогам января–сентября 2019 года упал на 10,5%. Меньше стало угля на 26,8%, минеральных удобрений — на 18,8%, пиломатериалов — на 14,9%, металлолома — на 27,5%, наливных грузов — на 12,2%. Часть этих грузов однозначно ушла в порты России. В то же время контейнерооборот порта Риги вырос почти на 1%. Вроде немного, но это показательно.
Недавно заместитель управляющего Рижским свободным портом Мартыньш Зиеманис отметил, что программой развития порта, принятой в прошлом году, установлена амбициозная цель — в течение 10 лет увеличить объем контейнерных перевозок до 1 млн перегруженных ДФЭ–единиц (TEU) в год. "И растущий из года в год оборот контейнеров позволяет верить в достижимость этой цели", — подчеркнул Мартыньш Зиеманис. Как говорится, без комментариев.
Для того чтобы российские порты могли успешно конкурировать с прибалтийскими, необходима разработка и реализация отдельной программы по переориентации российского контейнерного транзита из портов стран Балтии.
Алексей Чаликов, директор Heavy World Events & Media