Дорога в B2B. Как Сбербанк будет отвоевывать долю на рынке петербургского фудтеха

Автор фото: Сбермаркет

Сбербанк на базе Instamart запустил сервис по доставке продуктов из гипермаркетов "СберМаркет". Проект является частью планов банка по построению экосистемы в сфере транспорта и фудтеха, которую компания планирует выстраивать совместно с Mail.ru Group.

"СберМаркет" работает в 31 городе России, включая Петербург. Эксперты отмечают, что несмотря на то, что на петербургском рынке уже есть довольно крупные и опытные игроки в области доставки продуктов, у "СберМаркета" есть все шансы занять на нем значительную долю. Во-первых, сервис легко завоюет лояльность клиентов банка из-за наличия общей с ним экосистемы, во-вторых, "СберМаркет" также легко может перейти в сферу B2B.

Фудтех-банк

В августе этого года венчурный фонд Сбербанка SBT Venture Fund II выкупил долю в сервисе доставки Instamart. Примерно в это время в Сбербанке заявили, что намерены создать предприятие в сфере такси и доставки еды вместе с Mail.ru Group. Вслед за этим в октябре банк запустил процесс покупки доли держателя акций Mail.ru Group "МФ-Технологии". В горизонте 3 лет Сбербанк прогнозирует увеличение совокупного рынка такси и доставки еды до 1 трлн рублей.
С сентября на базе инфраструктуры Instamart банк начал тестировать "СберМаркет" в Ростове-на-Дону и Краснодаре. По подсчетам банка, уже через месяц пилотный проект в обоих городах обеспечил 10% от заказов сервиса Instamart во всех регионах присутствия. Кроме того, в первый месяц более 20 тыс. человек установили приложение "СберМаркет" на свои мобильные устройства.
После удачного тестирования сервис распространили в Москве, 16 городах Московской области, Петербурге и еще 13 городах-миллионниках России.
При этом в Петербурге будет доступна доставка только из гипермаркетов Metro. В Москве и Московской области доставку также можно заказать из "Ашана" и "Азбуки Вкуса". В ассортименте "СберМаркета" сейчас представлено порядка 70 тыс. товаров.
Приложение "СберМаркет"
Срок доставки товаров в "СберМаркете" составляет от 2 часов и более в день заказа. Заказ можно будет оформить через сайт или одноименное мобильное приложение. Важное нововведение, которое отсутствует у конкурентов, — возможность регистрации через "Сбербанк ID", что автоматически делает сервис более доступным для клиентов банка.
"Мы планируем развиваться в рамках фудтех-направления Сбербанка, расти в рамках текущей модели и уже до конца 2020 года вырасти в 4–5 раз. Вместе с этим рассчитываем уже в ближайшей перспективе расширить количество сетей-партнеров и до конца следующего года приступить к тестированию новых моделей доставки во всех городах работы сервиса", — уточнил CEO онлайн-сервиса "СберМаркет" Асан Курмангужин.
Сейчас на петербургском рынке доставки продуктов из магазинов уже есть несколько заметных игроков, например ветеран регионального фудтеха iGooods. Кроме того, в Петербург выходят все новые компании. Так, в начале сентября в Петербурге начал работать московский сервис и интернет-магазин продуктов "Самокат", который сделал ставки на быструю (в течение 15 минут) и бесплатную доставку.
Также в течение года на местный рынок вышли региональные онлайн-гипермаркеты GetFaster и "вГастроном", а также два фудтех-проекта JustFood и Grow Food. Кроме того, в октябре прошлого года магазин в формате darkstore с собственной системой доставки запустила сеть "Перекресток". До этого на рынке доставку товаров начала осуществлять сеть "О'Кей".

А есть ли рынок?

Управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис отмечает, что "СберМаркет" вышел на рынок с весьма низкими тарифами — 98 рублей за первую доставку продуктов до 30 кг и 185 рублей за повторный заказ.
"Доставка за 98 рублей в Петербурге и Москве — это выгодно для клиента, но невыгодно для сервиса. Себестоимость доставки составляет порядка 500 рублей. У крупных сервисов услуга стоит 250–300 рублей, где половину выплачивает покупатель, а другую — торговая сеть.
Для старта проекта и привлечения покупателей цена 98 рублей имеет право на существование, но в дальнейшем сервис не сможет оплачивать работу закупщиков и курьеров с учетом такой стоимости. Так что компании придется либо повышать стоимость доставки, либо долгое время работать себе в убыток. Когда клиентская база будет превышать минимум десятки тысяч заказов в сутки в конкретном городе, то цена доставки может быть ниже 250–300 рублей", — считает бизнесмен.
Кунис отметил, что интерес Сбербанка к фудтех-индустрии связан также и с тем, что рынок e-grocery сейчас находится в активной стадии развития. В 2018 году он вырос на 50%, до 23 млрд рублей. В этом году, по его мнению, темпы роста как минимум сохранятся.
"Благодаря крупным игрокам, таким как iGooods, Instamart, Golama, а также ретейлерам, развивающим собственную доставку ("Перекресток", "О'Кей"), покупатели начали пользоваться такой услугой. И спрос на нее растет постоянно. Поэтому выход на рынок сейчас имеет как свои плюсы, так и минусы. Из положительных сторон — уже подготовленный клиент. Услугой пока не пользуются массово, но процент покупателей онлайн постоянно растет. Те люди, которые уже знают об услуге, с выходом нового игрока захотят воспользоваться новым сервисом, как минимум чтобы сравнить. Сбербанк обладает большой базой клиентов, и продвижение нового сервиса будет проще, чем для совершенно неизвестной компании. Например, компания сможет рекламировать свой сервис при рассылке информации клиентам банка или в своем приложении. Это хорошие ресурсы с массовым охватом. Кроме того, "СберМаркет" будет использовать технологии Instamart — компании не придется тратить много времени на отработку процессов", — считает эксперт.
Из рисков, с которыми может столкнуться новый игрок, — высокая планка качества оказания услуг, которую уже задали существующие игроки. По мнению Куниса, переманить клиентов будет не так легко, поскольку крупные сервисы на рынке уже несколько лет и стали привычны для покупателей.
Доставка еды занимает менее 1% всего российского продуктового ретейла. Поэтому, как считает управляющий партнер ГК "220 Вольт"Алексей Федоров, как такового рынка фудтеха пока не существует. Таким образом, новые игроки не конкурируют между собой, а вовлекают в мир e-commerce клиентов, которые приобретали продукты питания в традиционных магазинах.
"Что касается инициативы Сбербанка, то она очень логичная и ожидаемая. Топ-менеджмент банка не раз декларировал, что создает цельную экосистему околобанковских и не только продуктов. То есть гражданин, который доверяет свои деньги Сбербанку, ожидаемо лоялен и к другим сервисам. Развитие в рамках только банковских услуг ограничено, а потенциально огромный и один из самых перспективных рынков фудтеха просто не мог не прилечь их внимания", — отметил Федоров.
Бизнесмен считает, что при получении определенной доли рынка "СберМаркет" перейдет на систему подписки, то есть на абонентское обслуживание, что в перспективе станет гораздо более интересной моделью для развития бизнеса.
"Также логичный вектор для развития "СберМаркета" — это В2В. Небольшие магазины и кафе у дома смогут пополнять свой товарный запас. Кажется, что ретейлеры сами могли бы организовать систему доставки продуктов, но все не так просто, как кажется. И дело не только в недостатке инвестиций и мощностей, но и в особенностях бизнес-моделей", — отметил эксперт.