Дизайн с блеском и СНиПом. Дизайнеры интерьеров превратили трудности в преимущество

Автор фото: Vostock-Photo

Внутри — демпинг, повсюду — новые конкуренты. Работа, вышедшая из недр ада? Нет, всего лишь естественное развитие интерьерного дизайна в России. Ко всем трудностям дизайнеры приспособились настолько, что даже превратили их в свое рыночное преимущество.

Как жить и чем себя мотивировать специалистам, чьи профессиональные услуги входят в негласный реестр "необязательных"? Одно дело вылечить зуб или сделать стрижку — каждому нужно, любому полезно. А вот обращение, например, к дизайнеру интерьеров — дело не первой важности. Или не все так однозначно?

Парировать удар вовремя

На практике буквально за пару лет интерьерные дизайнеры начали рушить предубеждения. Для комфорткласса работа с дизайнерами стала доступной, для премиального сегмента — привычной, а для представителя HoReCa — априорной. Наравне с развитием спроса не отстает и предложение.
"Сейчас рынок вошел в фазу стабилизации, и нехватки хороших дизайнеров не ощущается. Напротив, сужение рынка увело с него непрофессионалов. Специалисты в ходе "естественного отбора" удержали свои позиции, пользуясь кризисными временами, — либо развили новые виды деятельности, либо вычленили сегменты рынка, где оказались наиболее успешными", — делится наблюдениями Руслан Чернобаев, президент St. Petersburg Design Week.
И хотя "пятилетний кризис" оказал влияние на интерьерных дизайнеров, сферу определенно убить не смог.
"С технической точки зрения кризис 2008 года ударил по премиальному сегменту значительно сильнее, чем кризис 2014–го. Тогда потребовалось около полутора лет для реанимации — наглухо вставали частные объекты. Очередной же кризис показал, что нужно подождать месяц–другой. Цитируя нашего заказчика: "Либо евро подешевеет, либо я к нему привыкну", — вспоминает Алексей Голуб, основатель и главный архитектор AR–1 architecture & design.
И вот уже в 2019 году за стильным интерьером гонится буквально каждый "визуал". За "красивую жизнь" (в прямом смысле выражения) дизайнерам готовы платить все чаще.
"За эти 5 лет люди стали активнее обращаться к сфере. С развитием Instagram конечному потребителю стало проще понимать, чем занимаются люди нашей профессии. Услуга из премиальной становится необходимой. Сейчас даже люди с ипотекой обращаются к нам так же часто, как и владельцы коттеджей и пентхаусов", — признается Ксения Михайская, основатель студии ReRoom.
Доступными и дизайнерам, и клиентам для визуального осмотра вживую становятся и непосредственно элементы дизайна — мебель, свет, аксессуары. Так, летом в центре дизайна Artplay открылся очередной салон мебели IMPORTHOME — видимо, все больше горожан готовы делать свою жизнь эстетичной.
"Несмотря на экономическую ситуацию, люди хотят жить красиво и стильно. Мы чувствуем, как с каждым годом у наших соотечественников появляется вкус — они отдают предпочтение современным брендам. Именно поэтому те компании, которые меняют свой ассортимент, уходя от типичной классики, развиваются и открывают новые проекты. Те же, кто плывет по течению, просто уходят с рынка", — уверена Марина Пудова, креативный директор IMPORTHOME.

Из дома в ресторан

Кому в итоге все же необходим интерьерный дизайнер? Два основных и самых ожидаемых варианта — "частники" и HoReCa. Спрос от первых сложно назвать однородным. Одни готовы на предложения под ключ, а другие требуют сугубо индивидуального подхода в каждой детали. Разница, как водится, в цене.
"Вообще дизайн отличается от ремонта в основном тем, что к созданию интерьера привлекается профессионал — дорогой или не очень. С одной стороны, сегодня существуют типовые предложения — псевдоуниверсальные демпинговые решения из серии "Дизайн за 5 дней". В свою очередь, премиальный сегмент приблизился к модели начала 2000–х годов. Требовательных заказчиков осталось меньше, но они стали более избирательными в поиске дизайнеров. Они охотнее обращаются к специалистам по личной рекомендации, потому что открытый поиск — это масс–маркет", — объясняет Руслан Чернобаев, президент St. Petersburg Design Week.
А вот интерьерный дизайн для HoReCa развивается по другим принципам. В случае с отелями, ресторанами и кафе работа дизайнера — это услуга b2b, а значит, развитие одной сферы напрямую зависит от позиций другой.
"В последнее время открывается не так много больших роскошных ресторанов. Скорее наоборот, сегмент сместился в открытие небольших кафе. Вот почему появилась высокая потребность в дизайнерах, которые способны генерировать индивидуальные решения при небольших бюджетах", — рассказывает Руслан Чернобаев.
Своим примером подтверждают это в ресторане Subzero — минималистичном, но вечно заполненном любителями азиатской кухни. "Нам нравится минимализм, и оба наших ресторана спроектированы в этом стиле. Мы делаем акцент на вкусной еде и не хотим, чтобы вычурные детали интерьера отвлекали гостя", — объясняет Эдуард Лунин, совладелец Subzero.
И все же что у "частников", что у владельцев ресторанов есть общие черты: "В HoReCa такое же конечное звено — живой человек. Наша работа направлена на взаимодействие с лицами, принимающими решения, будь то глава семьи или project manager в команде ресторана. Зачастую, делая ресторан, потом создаешь и квартиру для этих же заказчиков", — делится опытом Ксения Михайская.

"Сарафанная" работа

Затронутым, но не решенным остался еще один вопрос: где искать "того самого" дизайнера интерьера для себя или своего бизнеса? Иногда с этой задачей тяжело справиться даже самим дизайн–студиям.
"По–настоящему увлеченные и целеустремленные люди на вес золота. Первый фактор, на который мы смотрим, — это образование: оно обязательно должно быть высшим — архитектурным или дизайнерским. Затем — логично составленное портфолио. Часто мы берем себе помощников — выпускников вузов — и выращиваем их до супердизайнеров", — рассказывает Ксения Михайская.
Чего уж говорить о клиентах, если даже профессионалы не всегда могут найти достойного дизайнера. И все же переживать рано: стоит всего лишь прислушаться к радио. Разумеется, сарафанному. Именно его и заказчики, и сами интерьерные дизайнеры называют лучшей рекламой. Через такое сито отсеиваются те, кто может придумать на славу, а реализовать — на тройку с минусом.
"Представления о профессии дизайнера интерьеров зачастую далеки от реальности. Нужно думать не только о красивой картинке, но и об эргономике, СНиПах, реализации. Особенно сложно организовать поставки мебели и материалов вовремя — приходится их заказывать как минимум за 2 месяца до начала ремонта", — предупреждает о подводных камнях Евгения Болотова, интерьерный дизайнер.
Вот почему лишь "любви к красоте" хорошему дизайнеру не хватит. Вкус — это хорошо, но технические знания — основа профессии. Именно поэтому в интерьерный дизайн приходят не только после вузов, но и с подходящим профессиональным бэкграундом.
"В моем багаже — образование физика–лазерщика, затем — почти 10 лет занятий живописью и опыт работы в строительной сфере. Вот почему понимаю, что из придуманного в дизайне можно воплотить в жизнь, а что нет. Иногда же сталкиваешься с дизайнерами, которые совершенно не представляют, как работают водопровод и электричество", — говорит Константин Губанов, художник и начинающий интерьерный дизайнер.
Другие же находят "точку входа" в сферу не благодаря подходящему опыту, а через своеобразный open call — совместный конкурс школы Masters и строительной компании RBI. Здесь молодым дизайнерам предлагают создать интерьер для трехкомнатной квартиры в строящемся ЖК FUTURIST. Приз победителю — контракт на реализацию своего дизайн–проекта.
"Отрасль развивается — многие молодые люди идут в сферу дизайна интерьеров, талантов хватает.
Вопрос в другом: где им найти возможную точку приложения своих усилий? В этом деле открытый конкурс — понятная для всего мира история.
Конечно, мы изначально могли бы заказать дизайн где угодно, но нам хотелось бы открыть новые имена и понять, как развивается сфера изнутри", — объясняет Михаил Гущин, директор по маркетингу RBI.
Похоже, у каждого заказчика — реального или потенциального — свой способ найти дизайнера интерьера. И все же усилия стоят того: хотя бы одной расхожей байкой — о "нескончаемом ремонте" — станет меньше.