Покупатели со стажем. За год петербургский рынок e-commerce вырос на 27%

Петербургский рынок электронной коммерции растет гораздо интенсивнее, чем в среднем по всей России. За год сегмент онлайн-торговли в Петербурге, по подсчетам "Яндекс.Маркета", увеличился как минимум на 27%.

Также по сравнению с жителями других городов-миллионников петербуржцы гораздо чаще предпочитают совершать покупки в интернете, а количество посещений онлайн-магазинов выросло в 2019 году на 10%.
Эксперты отмечают, что Петербург — один из самых перспективных рынков для e-commerce, который продолжает обрастать новыми интересными игроками. При этом жители города во многом стали более избирательны и требовательны к услугам онлайн-ретейлеров.
Какие еще тенденции существуют на петербургском рынке электронной коммерции — в материале "ДП".

Избирательные потребители

По данным совместного исследования "Яндекс.Маркета" и аналитического агентства GfK Russia, в Петербурге онлайн покупают чаще, чем в среднем в других городах-миллионниках. С одной стороны, это связано с ростом использования мобильного интернета, с другой — с покупками товаров повседневного спроса.
Как отметил руководитель службы аналитики "Яндекс.Маркета" Владислав Исмагилов, в среднем по стране рост рынка электронной коммерции составляет 20%, в то время как Петербург показал рост 27% по сравнению с прошлым годом. При этом Петербург все же отстает от столицы: Москва в 2019 году продемонстрировала рост рынка в 29%.
"Такой интенсивный рост рынка в Петербурге связан, по нашему мнению, в первую очередь с тем, что петербургские потребители имеют значительный стаж онлайн-покупок. Согласно нашему опросу, 37% петербуржцев начали совершать покупки в интернете 6–10 лет назад, 30% — 4–5 лет назад, а 15% указали, что начали покупать онлайн более 10 лет назад", — рассказал Исмагилов.
Богатый покупательский стаж, по мнению аналитика, сделал петербуржцев гораздо более избирательными потребителями. Так, горожане отметили, что оптимальным сроком доставки товара из интернет-магазина для них является срок в 3 дня, при этом доставка в 7 дней кажется им уже невероятно долгой и ждать ее они уже не готовы. По словам Исмагилова, еще пару лет назад потребители считали оптимальным временем доставки срок в 5 дней.
Чаще всего жители Петербурга заказывают в интернете одежду (67%), смартфоны (63%), средства личной гигиены (59%) и игрушки (59%). Примечательно, что по сравнению с другими регионами в Петербурге намного больше покупают продуктов питания и зоотоваров. Как отметил представитель "Яндекс.Маркета", здесь свою роль играет наличие особых игроков на рынке, которые специализируются на доставке подобной продукции, например iGooods.
При этом растет количество пользователей, предпочитающих совершать мобильные покупки: уже 26% покупателей делают заказы в интернет-магазинах со смартфонов. В прошлом году так поступали лишь 18% респондентов.
На рынке логистики интернет-магазинов также есть интересная тенденция. По сравнению с жителями других регионов петербуржцы полюбили постаматы — рост их популярности в городе за год составил 32%. При этом большинство покупателей (77%) все еще предпочитают забирать товары из пункта выдачи или с помощью самовывоза из магазина.
К покупкам в социальных сетях пользователи все еще относятся осторожно. По подсчетам аналитиков, только 15% покупателей из Петербурга за последние 12 месяцев заказывали товары через социальные сети. 76% из них совершали покупки "ВКонтакте", при этом чаще всего они обращали внимание на наличие контактной информации магазина и возможность оплаты товара при получении.
Если же говорить о рынке онлайн-торговли в СЗФО в целом, то, помимо высокой доли онлайн-покупателей, эксперты отметили наличие развитой логистической инфраструктуры и широкое присутствие на рынке федеральных игроков, что также накладывает отпечаток на поведение аудитории. Так, только треть покупателей из Петербурга отдает предпочтение локальным интернет-магазинам. При этом 57,5% не видят разницы, в каком онлайн-магазине приобретать товар — в местном или федеральном.

Как сохранить лояльность

Еще одна тенденция, характерная не только для Петербурга, но и для всего рынка электронной коммерции в целом, — относительно слабая лояльность покупателей к определенному интернет-магазину.
"Петербуржцы чаще других россиян отмечают, что сталкиваются с задачей выбора магазина в процессе покупки. В Петербурге аудитория онлайн-шопинга быстро растет и готова исследовать новое: заказывать онлайн товары повседневного спроса, пробовать новые интернет-магазины, перейти на шопинг со смартфона", — рассказал Владислав Исмагилов.
Так, в регионе каждая четвертая покупка потребителя совершается в новом онлайн-магазине. 24% онлайн-потребителей из Петербурга при последней покупке обращались в магазин, в котором не покупали ранее. Данная тенденция ставит для ретейлеров актуальную задачу в сохранении лояльности покупателей к определенным интернет-магазинам.
"Долгосрочную лояльность можно повысить в основном двумя способами: хорошим сервисом, ведь от плохого не уходят, и четким позиционированием в глазах клиентов. Последнее дает отстройку от других и отвечает на вопрос каждого клиента "а собственно, зачем мне сюда приходить?" — считает управляющий и сооснователь сервиса iGooods Григорий Кунис.
Похожей позиции придерживаются и в "Яндекс.Маркете". В компании отметили, что наблюдают за наиболее востребованными и популярными у их клиентов услугами и стараются действовать по ним более точечно, тем самым сохраняя лояльность потребителей к своим площадкам.
"Рынок Петербурга набирает критическую массу по клиентам, когда существующие пользователи начинают активно влиять на переход к дистанционным покупкам офлайн-покупателей. Появляется больше игроков, каждый из которых своей рекламой вовлекает все большее количество людей", — добавил Григорий Кунис.