Ничего личного. Сможет ли искусственный интеллект заменить российских чиновников и депутатов

Автор фото: vostock-photo
За последние 9 лет правительство дважды пыталось сократить число чиновников. Но получается наоборот: если в 2017 году, по данным Росстата, госаппарат насчитывал 2,1 млн человек, то сейчас — уже 2,4 млн. Государство не сдается. Минфин в сентябре заявил, что в ближайшие 2 года страна избавится от 15% чиновников.
Все это — на фоне требований главы СбербанкаГермана Грефа провести революцию в госуправлении и автоматизировать выполнение рутинных задач. В Сколково, в свою очередь, хотят использовать технологии больших данных для написания законов. Но помогут ли технологии?

Шаблон для бюрократии

Искусственный интеллект — это попытка сымитировать мыслительную деятельность человека с помощью кода. В отличие от обычных программ, которые следуют правилу "если А, то Б", искусственный интеллект может учиться по мере работы и принимать самостоятельные решения. В сфере госуправления алгоритмы могут взять на себя функцию МФЦ и автоматизировать процесс получения услуг. Для этого нужно перевести существующие регламенты с бумаги в электронный вид. Это и будут те самые правила, которые "робот–чиновник" будет использовать в своей работе, говорит директор по науке и технологиям Агентства искусственного интеллекта Роман Душкин. Вторым шагом нужно собрать персональные данные граждан в единую базу, которая будет обновляться в режиме реального времени.
"Искусственный интеллект, как паук, сидя в этом информационном пространстве, будет следить за тем, что у кого происходит. И если, например, он увидит, что у какой–то семьи родился второй ребенок, то он на основе известных ему правил подготовит все необходимые документы для получения пособия. То есть можно сделать так, чтобы людям не нужно было никуда ходить, собирать какие–то бумажки — за них это сделает искусственный интеллект", — говорит Роман Душкин.
Кроме того, алгоритмы могут отвечать на запросы граждан. "Сейчас в госорганах сидят люди, которые обязаны реагировать на поступающие обращения. Обычно, чтобы ответить на одно письмо, у них есть минут двадцать. В результате — куча ошибок и опечаток, — говорит политолог Дмитрий Солонников. — Пускай этим занимаются машины, они сделают быстрее и лучше. Не говоря уже о звонках в администрацию. Что, только "Алиса" работает? Давайте в каждый муниципалитет посадим по машине, красивых женских имен у нас много".
Если в исполнительной власти автоматизацию можно теоретически провести уже сейчас, то в законодательной машинам еще требуется присутствие человека, считают эксперты. В первую очередь из–за того, что для самостоятельной подготовки документов им не хватает релевантной базы. Но сделать этот процесс проще и быстрее им вполне под силу.
"Насколько я видел во Франции, Эстонии и некоторых американских штатах, там используют конструктор для написания законопроектов, — говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. — По сути, это огромная коллекция шаблонов, но алгоритм достаточно умный, чтобы предложить именно тот шаблон, который вам нужен, и именно с теми пробелами, которые надо вам заполнить. Но текст пишут все же юристы".

Не человек, а машина

Пока в России пытаются сократить штат чиновников, в Эстонии его расширяют — но как раз за счет роботов. Первый алгоритм вышел на работу в октябре в волостной управе Харку, где живет 15 тыс. человек, из них 50 — это сотрудники местной администрации. Программу разработали в Flowit Estonia. По словам вице–президента компании по развитию бизнеса Юхана–Мадиса Пукка, автоматизировать можно до 80% операций, которые выполняются на компьютере и не являются творческими.
"В государственном и муниципальном управлении есть много процессов, которые можно превратить в дерево принятия решений. Если ответ — это "да" или "нет" и робот легко может его найти, то такую работу можно и нужно автоматизировать", — говорит Юхан–Мадис Пукка. Раньше на выполнение таких задач, как, например, выдача пособий или бухгалтерский учет, у чиновников уходило 20% их времени. Теперь этим будет заниматься искусственный интеллект.
Правда, не все сотрудники рады такому помощнику. Как отмечает вице–президент Flowit Estonia, на этапе подготовки к внедрению искусственного интеллекта сложнее всего было убедить людей в том, что роботы не займут их места и что это делается для того, чтобы у них появилось больше времени на выполнение сложных задач.
По мнению Карена Казаряна, похожую систему в России сейчас тестирует портал госуслуг. В июле Минкомсвязи представило прототипы пяти суперсервисов, с помощью которых люди смогут оформить и получить онлайн все необходимые документы при рождении ребенка, переезде в другой регион, поступлении в вуз или оформлении ДТП по европротоколу. Как обещают в ведомстве, приходить в МФЦ или другие госорганы не придется.

Мешает здравый смысл

В сентябре Владимир Путин предложил Герману Грефу использовать наработки Сбербанка в искусственном интеллекте для решения задач в сфере госуправления. Все же их алгоритмы уже занимаются выдачей кредитов и частично берут управление на себя. Так, в 2018 году, по словам Грефа, банк сократил 70% менеджеров среднего звена и заменил их искусственным интеллектом.
Но вряд ли такие массовые увольнения возможны в госсекторе, считает доцент департамента менеджмента ВШЭ Елена Кудрявцева. "Половину гражданских госслужащих, которые занимаются рутинной работой, можно смело заменить автоматизированными системами. Но вряд ли государство на это пойдет, потому что это высвободит огромное количество людей, которых нужно будет переобучить", — говорит Елена Кудрявцева.
Для цифровизации госуправления в России, по мнению экспертов, не хватает единой базы данных о гражданах и политической воли. Без регулярно обновляемой базы нельзя будет автоматизировать получение услуг, будь то выплата пособий или смена фамилии. Без решения сверху и реальной ответственности за его невыполнение автоматизация так и останется на бумаге.
"Обработка существующих данных — это простейшая функция, которая должна быть выполнена в рамках цифровизации нашего общества и нашей экономики, — говорит Дмитрий Солонников. — Наверное, в России это мешает сделать здравый смысл. Потому что цифровизация экономики у нас сводится к созданию каких–то красивых интерфейсов, каких–то мобильных приложений для уже существующих программ. Это интереснее, чем собирать базы данных больных, родившихся или многодетных".