Лечебница в цветах. "Неизвестный Ван Гог" Мартина Бейли

Автор фото: mann-ivanov-ferber.ru
Ведущий британский специалист по Ван Гогу Мартин Бейли решил максимально подробно разузнать о последнем годе жизни художника в психиатрической лечебнице. Что нам было известно до этого? Крохи, предположения и парочка воспоминаний. Бейли едет в саму клинику, своими глазами смотрит на оливковые рощи, кипарисы, закат и пшеничные поля вокруг, которые так подробно писал художник, бродит по корпусам, изучает документы и описывает неизвестные ранее подробности жизни гения. К примеру, он внимательно читает журнал регистрации, чтобы выяснить имена и истории болезни 18 пациентов, с которыми тот разделил последние месяцы жизни.
Бумажная книга еще не вышла: "Неизвестный Ван Гог" только готовится к печати в издании "Манн, Иванов, Фербер", в оригинале фанаты прочли ее еще в прошлом году. На русский язык текст перевела Ирина Матвеева. По тому, как бережно автор относится к каждому штриху биографии своего подопечного, книга напоминает прошедший в 2017 году в российском прокате фильм "С любовью, Винсент" — анимационную полнометражку, полностью нарисованную масляными красками на досках.
Впрочем, сам Бейли, как и полагается, считает, что коллеги положили в основу фильма весьма спорные гипотезы и вольно интерпретировали интервью подростка Рене Секретана, которому некоторые приписывают убийство Ван Гога. Но у адресата и печатного, и анимационного высказывания оба произведения вызывают схожие трепетные чувства. Показано все очень хорошо: вот брат Ван Гога встречает любовь всей своей жизни и пишет об этом Винсенту удивительные письма, вот художник волнуется в день приезда в больницу, вот выходит в сад писать цветы.
Вместе с тем здесь много деталей, подробнейшим образом описываемых на нескольких страницах. Расследование, на каком этаже располагался кабинет Ван Гога для рисования (на втором, а не на первом, как все раньше утверждали), подробное описание, в какой месяц была написана та или иная работа (по поставкам холстов и красок), рассуждения о том, как зовут садовника на картине (по журналу регистрации психбольных в лечебнице), и тому подобное. Понятно, что ради этого и затевалась вся книга, но не каждая глава дается легко.
Впрочем, отдельного внимания заслуживает постскриптум, рассказывающий о том, что стало с лечебницей после Ван Гога. Во время Первой мировой войны там был лагерь для интернированных граждан враждебных государств, сильно позже открылся музей. Нам показывают череду портретов тех, кто был так или иначе связан с лечебницей и с неутомимым напором исследовал артефакты, оставшиеся от пребывания Ван Гога в ней.
Ван Гог был невероятно продуктивным: до нас дошло более 150 произведений. Одна картина каждые 2 дня. Бейли продуктивен менее: корреспондент The Art Newspaper мелькает экспертом в новостях профильных СМИ, несколько раз работал куратором выставок Ван Гона, но его книг об этом художнике мы знаем только три.
Зачем читать? Книга своим текстом порадует любителей творчества Винсента Ван Гога, а богатыми иллюстрациями — тех, кто еще мало о нем знает. Однако вряд ли стоит начинать знакомство с художником с этого издания: множество второстепенных деталей и фокус автора на предсмертном бытии Винсента могут на корню убить весь интерес. Лучше фильм.