На все тяжкие. Бюджеты Петербурга и Ленобласти на 2020 год

Автор фото: Сергей Вдовин, Интерпресс
Зампред правительства Ленобласти Роман Марков и вице–губернатор Петербурга Евгений Елин

Принято считать, что Петербург — богатый регион. А Ленобласть — не очень. Или, по крайней мере, не столь богатый. Но зато перспективный и развивающийся. Однако если сравнить город и область по такому универсальному показателю, как расходы бюджета на душу населения, то разница будет не столь бросаться в глаза. Так, исходя из планов на 2020 год, в Ленобласти он составит 100,7 тыс. рублей, а в Петербурге — 130,3 тысячи.

Правда, в Петербурге пока нет данных по муниципальным бюджетам, но ими можно пренебречь — как статистически ничтожной величиной. В Ленобласти муниципалитеты учтены, так как составляют 24% бюджета региона. Это сравнение приводит нас к важному выводу. В сегодняшней России роль госсектора в экономике гипертрофированно велика и, как говорят оппозиционные эксперты, достигает 70% (умеренно либеральный глава Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью "ДП" называл цифру 46%). Логично было бы ожидать, что и во всем остальном государственные деньги — главный локомотив процветания и счастья на отдельно взятой территории. Однако выходит, что влияние размеров бюджетов регионов, за которые в Петербурге отвечает вице–губернатор Евгений Елин, а в Ленобласти зампред правительства Роман Марков, на благосостояние самих территорий не настолько существенно. По крайней мере, исходя исключительно из субъективных оценок, по уровню своей зажиточности Петербург и Ленобласть различаются куда больше, чем на треть.
Наверное, хорошо, что при повсеместном огосударствлении нашей жизни благополучие территории зависит не только от бюджетных денег, но и от других факторов, среди которых немаловажный — деятельность жителей. Только вот эта логика требует отказаться от достижения знаковых показателей по бюджетным статьям как главного критерия эффективности деятельности чиновников.
Все, как известно, познается в сравнении.
Пытаясь познать содержание доходной части бюджета Петербурга, самым лучшим сравнением будет сопоставление его параметров… нет, не с бюджетом Москвы, а с параметрами бюджета текущего года и — сюрприз! — с параметрами бюджетного прогноза на 2020 год, который был принят в прошлом году.
Власти рассчитывают собрать с бизнеса (в виде налога на прибыль) 198,55 млрд рублей и с граждан (в виде налога на доходы физических лиц) 306,94 млрд рублей. Год назад предполагалось, что эти налоги принесут бюджету 181 млрд и 305 млрд соответственно. То есть прибыль организаций выросла, поскольку сборы с этой прибыли должны увеличиться на 10% по сравнению с прогнозом, а вот заработки "физических лиц" — увеличились совсем чуть–чуть. Это в принципе укладывается в представления экономистов, согласно которым источником прибыли российских предприятий в наши дни в значительной степени является снижение издержек на зарплату работников.
Подакцизные товары — в первую очередь сигареты и спиртное — должны были принести бюджету 25,22 млрд рублей, а принесут 24,97 млрд. Разница невелика, но вполне лежит в русле сразу двух трендов — снижения потребления дорогого и легального алкоголя и табака и роста потребления дешевого и нелегального.
Налог на имущество физических лиц никогда не был фундаментом бюджета российских городов (здесь вам не Нью–Йорк), но тем не менее принесет городской казне 3,58 млрд рублей. А должен был, по прогнозу, 3,3 млрд — квартирный вопрос, видимо, решается, хотя и невысокими темпами. Налог на имущество организаций составит 28 млрд вместо запланированных 23,8 млрд. Здесь следует предположить рост усилий налоговой службы и прочего учета и контроля, а также и успехи самих организаций в приобретении имущества.
Кроме имущества организаций, в Петербурге существует имущество, "находящееся в городской и муниципальной собственности". Соответственно, в бюджете предусмотрены и доходы от его использования. Здесь очевиден прогресс: 17,1 млрд, плюс 2,3 млрд к прогнозу. Это не только рост арендных платежей (доходы по ним должны увеличиться всего на 0,4 млрд). Миллиард обещают собрать за счет "прочих доходов от использования имущества".
Вспоминая о доходах, нельзя забывать и о штрафах! Предполагается, что нарушители пожарного законодательства должны будут выплатить всего 687 тыс. рублей — вместо прогнозируемых год назад 10 млн. На 200 млн меньше ожидаемого планируется получить и с нарушителей дорожного движения. Впрочем, сами эти взыскания (1,6 млрд) составляют почти половину от всех "штрафных" доходов города. Водитель, помни: превышая скорость, ты уменьшаешь дефицит городской казны!
В целом же, оценивая проект бюджета, наивно было бы ожидать от него особенных "достижений". На каждого жителя Петербурга придется что–то порядка 120–130 тыс. рублей бюджетных расходов в год, даже меньше прожиточного минимума в месяц. В Москве — примерно в 2 раза больше. Отсюда разница в возможностях городских властей и в качестве инфраструктуры. А раз так — нет большого смысла в подражании московским управленческим и урбанистическим практикам. Экономика Северной столицы устроена иначе, чем экономика столицы настоящей, соответственно, и подходы к управлению этой экономикой должны быть иными. Примером для подражания могли бы служить приморские "города–государства", делавшие ставку на максимальное привлечение частного бизнеса и талантливой молодежи.

Четыре города

В опубликованном на этой неделе проекте бюджета Петербурга основные статьи расходов разбиты на четыре условных направления: социальный, комфортный, умный и открытый город.
Глава комитета финансов Алексей Корабельников пояснил: "Они являются удобными для понимания структуры бюджета. Это четыре города, четыре цели — каким Санкт–Петербург должен стать в перспективе".
Социальным город сделают за 440 млрд рублей. Здесь ожидаемо самые существенные статьи расходов — образование (157 млрд рублей), здравоохранение (117 млрд рублей), социальная поддержка (76,8 млрд рублей). "На 4,6% мы подрастем по сравнению с 2019 годом. По сравнению с 2018–м выросли на 20%", — отчитался Корабельников.
По части здравоохранения в бюджете заложены средства на ремонт и приобретение оборудования для взрослых поликлиник, программу "Электронное здравоохранение", в рамках которой будет формироваться электронная карта петербуржца, обновление автомобилей скорой медицинской помощи. По образованию самые важные статьи расходов — обеспечение тех объектов, которые уже введены в этом году, доплаты учителям за классное руководство, открытие центров дополнительного образования. В числе мер соцподдержки — выплаты ветеранам войны к 75–летию Победы, жителям блокадного Ленинграда, молодым мамам, региональные доплаты к пенсиям, субсидирование общественного транспорта. Комитет финансов предлагает увеличить стоимость проезда в общественном транспорте на 5 рублей, несмотря на то что на нулевых чтениях правительство анонсировало рост лишь на 2 рубля.
"Комфортный Петербург" будет стоить казне 155,1 млрд рублей, из них 117,5 млрд пойдет на развитие транспортной системы. Однако деньги на реформу транспортной отрасли, которую не просто хочет, а обязан провести в следующем году комитет по транспорту (новая маршрутная сеть, отмена коммерческих маршрутов и, вероятно, 100%–ное покрытие расходов перевозчиков из бюджета), комитет финансов давать не спешит. "Нет понимания того, насколько хорошо она подготовлена, не приведет ли к срыву перевозок по городу и насколько планы по закупке техники будут реализованы. В частности, готовы ли производители поставить объем техники, который заявляют, — более 3 тыс. автобусов", — сказал Алексей Корабельников.
В проекте бюджета на 2020 год комитету по транспорту в настоящий момент заложена сумма 56 млрд рублей.
В рамках нулевых чтений комитет просил об увеличении этой суммы на 27,3%, то есть на 15,3 млрд рублей. Значительная часть дополнительных затрат приходится как раз на реформу наземного транспорта, которая предполагает заключение госконтрактов на 11,6 млрд рублей.
Зато в 2020 году существенно увеличат вложения на реконструкцию систем тепло– и водоснабжения.
По расчетам комитета по развитию транспортной инфраструктуры, чтобы в течение ближайших лет довести долю дорог в нормативном состоянии до 84%, как предписывает президентский указ, необходимо ежегодно тратить не менее 12 млрд рублей. В будущем году на дорожное строительство планируется выделить только 8 млрд рублей. Еще 13,7 млрд должно быть в хорошем смысле закопано в землю — вложено в строительство метрополитена.
"Умнее" Петербург станет за целых 27 млрд рублей. Среди вложений — ассигнования в Фонд кредитования малого бизнеса, льготы крупным и средним предприятиям, инвестиционный налоговый вычет.
Более открытой Северную столицу сделают за 30,3 млрд рублей. Город продолжает работу по увеличению количества камер: уличных — на 3 тыс., камер у подъездов станет более 19 тыс.

Хватит и на Горького

Ленобласть первой озвучила свои бюджетные планы на следующий год. Они выглядят скромнее петербургских, но в пересчете на число жителей разница не так велика.
В 2020 году запланировано увеличение доходов областного бюджета на 2,2%, до 141,8 млрд рублей. Главный бюджетообразующий налог — на прибыль организаций (62,5 млрд рублей из 132,2 млрд всех налоговых доходов). На втором месте — НДФЛ (31,5 млрд рублей). Львиная доля налога на прибыль поступает от нефтеперерабатывающих предприятий. Глава комитета финансов Роман Марков, первый зампред областного правительства, рассказал, что в этом году область недобирает миллиард рублей от этих плательщиков: "Ключевая причина — макроэкономические показатели, динамика цен нефти и курсы иностранных валют". Он надеется, что в будущие годы внешняя ситуация будет складываться лучше.

За здоровый дефицит

Расходы вырастут на 10,6%, до 149,8 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 8 млрд рублей (в этом году он равен 3,2 млрд). "Мы традиционно формируем бюджет с дефицитом 6% от уровня собственных доходов. По нашему мнению, это тактически правильно — закладывать немного больше расходов для того, чтобы по ходу исполнения бюджета мы могли более мобильно действовать, более гибко работать с расходами. Потому что жизнь у нас неоднозначная, что–то расходуется лучше, что–то хуже. Если не иметь такого запаса, при корректировке бюджета очень сложно перебрасывать денежные средства, а мы заинтересованы, чтобы деньги работали максимально эффективно", — объяснил Марков.
В перспективе 2021 года планируется, что доходы и расходы вырастут на 5,9% (до 150 млрд и 158 млрд рублей соответственно). А в 2022 году область будет сокращать дефицит: доведет доходы до 151 млрд и снизит расходы на 1,4%, до 156 млрд рублей. За счет чего дефицит сократится с 6 до 3%.
Впрочем, до этого еще надо дожить.

Поле вышло за рамки

Расходы консолидированного бюджета (с учетом муниципалитетов) вырастут на 4% и составят целых 185,4 млрд рублей, а рост доходов в этот период прогнозируют меньший — всего 0,5% (175,1 млрд). Таким образом, дефицит составит 10,3 млрд рублей.
Областные власти обещают помогать муниципальным районам пропорционально.
"У нас система межбюджетного финансирования достаточно сбалансированная. Она позволяет ритмично, без всяких авралов закрывать проблемные моменты по всем муниципалитетам. Пока только Лодейнопольский район выбивался из общих категорий. Им приходилось помогать за рамками тех форм, которые у нас есть по выравниванию. Но на 2020 год мы внесли изменения в методики, где учли фактор Лодейного Поля. Дополнительно на 2020–й по бюджетной обеспеченности мы добавляем около 1,5 млрд рублей", — пояснил Марков. Дотации на выравнивание муниципальных бюджетов вырастут на 19%, субсидии — почти на 1%, а субвенции — на 6,8%.

Все жители одинаковы

Бюджет Ленобласти почти в 4 раза меньше, чем Петербурга. Но в пересчете на душу населения разница в финансовом обеспечении соседей не столь кардинальна: на одного жителя тратят лишь на треть меньше (100,7 тыс. рублей).
Более 90% областного бюджета направят на государственные программы. На образование размер ассигнований возрастет на 8,5%, до 35,1 млрд рублей, на здравоохранение запланированы траты в размере 25,6 млрд рублей, на соцподдержку — 21,1 млрд рублей, на дороги — 10,8 млрд рублей, ЖКХ и ТЭК — 10,4 млрд рублей. В числе новых статей расходов — реновация дошкольных учреждений и выплаты родителям при отсутствии мест в детских садах. На эти цели в бюджете заложено почти 1,3 млрд рублей. "Для нас при формировании бюджета любой житель Ленобласти ценен, неважно, живет он в Кудрово, Девяткино или Лодейном Поле", — заверил Марков.
Из новых проектов, которые войдут в адресно–инвестиционную программу 2020 года, — строительство детских садов в Сосновом Бору и деревне Малое Верево, школ в деревне Малое Карлино, поселке Заборье, общежития в Гатчине. В сфере здравоохранения запланировано возведение ФАП в Васкелово, амбулаторно–поликлинического комплекса в поселке им. Тельмана. В культурных планах — выкуп ДК им. Горького, который расположен в Петербурге и принадлежит Федерации профсоюзов СПб и Ленобласти. Из бюджета на это потратят порядка 650 млн рублей. Смольный в свое время выкупать его не захотел. На решение проблем дольщиков направят 300 млн рублей в Агентство жилищного кредитования. К тому же должен заработать фонд "ДОМ.РФ", в течение 3 лет в него направят 2 млрд рублей. Также правительство Ленобласти планирует получить еще 2 млрд дотаций из федерального бюджета.

Федеральные обещания

Несмотря на то что Ленобласть — регион–донор, крупные проекты реализовать без федеральной помощи невозможно, признает Марков. На сегодняшний день существуют два вида помощи: субсидии и межбюджетные трансферты. По национальным проектам область может рассчитывать на компенсацию 33% от стоимости работ, по остальным — 49%. При этом по нацпроекту "Дороги" регион получает компенсацию не живыми деньгами, а за счет увеличения доли акцизов, зачисляемых в бюджет.
"В 2018 году мы получили очень серьезное увеличение помощи из федеральной казны. Если в 2017 году было 7,8 млрд рублей, то в 2018–м — уже 10,6 млрд, в 2019–м — 10,7 млрд рублей. Несмотря на то что в проекте бюджета на будущий год заложено 7,4 млрд рублей, мы планируем, что получим около 12,3 млрд рублей", — уточнил чиновник.