Не дожидаясь корректировки городского закона "О погребении и похоронном деле" (подготовлен ко второму чтению и, как ожидается, вскоре будет рассмотрен), специальная рабочая группа при комиссии ЗакСа по городскому хозяйству занялась обследованием территории города для поиска неучтенных гражданских захоронений и уточнения их границ. "Будет составлен конкретный перечень территорий, которые должны быть обследованы, поскольку мы знаем, что там когда–то существовали кладбища (именно гражданские кладбища, а не захоронения жертв войн или репрессий), но точные границы их неизвестны", — сообщил "ДП" руководитель экспертной группы комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Александр Карпов.
Грешные карты
Поправки, которые готовятся в закон, как говорится в пояснительной записке, направлены "на предупреждение ситуаций вскрытия и разрушения захоронений, расположенных за границами кладбищ, в ходе строительных или иных хозяйственных работ". Когда останки находят уже во время строительства, это приводит к остановке работ, на которые оформлены все разрешения, и несет "материальный ущерб и репутационный урон для Санкт–Петербурга".
Существующее законодательство проблем не решает. Например, федеральный закон "О погребении и похоронном деле" "ранее неизвестными" захоронениями признает только обнаруженные захоронения погибших в боевых действиях и жертв массовых репрессий. В документах не сказано, как нужно содержать гражданские некрополи. На старых картах было отмечено множество кладбищ. Но, во–первых, непонятно, были это реальные захоронения или земли, отведенные под них, которые могли быть освоены только частично. Например, под кладбище "Остров Декабристов" в Василеостровском районе, как следует из послевоенного плана треста ГРИИ, была отведена огромная территория. Ныне большая часть ее застроена жильем. Во–вторых, карты грешат погрешностями и не имеют необходимой точности (хотя бы 5 м). Так, неясно в точности местоположение Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. Поэтому без полевых исследований не обойтись. Обычные археологические работы не подходят, поскольку допускают изъятие останков без возвращения их на прежнее место, что неэтично.
В связи с вышесказанным в городской закон вносится новая статья, которая так и называется — "организация обследования территории Санкт–Петербурга в целях выявления возможных неизвестных захоронений". В ней учреждается "перечень участков территорий, в отношении которых предполагается провести обследования в целях выявления возможных неизвестных захоронений". Постулируется, что исключение участка из этого перечня возможно только после его обследования и утверждения Смольным отчета об обследовании. Отчет этот должен быть опубликован в интернете (как это уже происходит сегодня с актами историко–культурных экспертиз). Выявленные захоронения попадут в реестр, после чего на них будут распространяться различные, в зависимости от ситуации, охранные статусы.
Проклятие гробниц
Не исключено, что новый виток получит история участка на Сытнинской улице. Здесь в 2014 году при строительстве многофункционального комплекса с гостиницей, бизнес–центром и торговлей были обнаружены захоронения первой трети XVIII века, содержащие останки около 200 человек. Город начал противодействовать девелоперам, включив участок в перечень ЗНОП, а также в рекреационную зону по Генплану. Но застройщику, холдингу "УНИСТО Петросталь", удалось отменить эти поправки в судах. По заверению предпринимателей, останки были извлечены и перезахоронены на Новом Колпинском кладбище. Теперь инвесторы пытаются согласовать здесь проект апартамент–отеля. Правда, по закону им придется восстанавливать лицевые корпуса, которые в свое время были снесены под предлогом аварийности.
Предотвратить застройку хотят и в Петродворцовом районе, к северо–западу от пересечения Волхонского и Красносельского шоссе. Здесь находится кладбище "Володарское". Оно включает захоронения времен Гражданской и Великой Отечественной войн (хотя в целом проект ЗакСа гражданский, на Юго–Западе в него попали и военные кладбища). Но огороженный мемориальный участок может не включать всех останков. Соседнее же поле отведено под жилую застройку. "Мы посчитали, что в этой ситуации зонирование территории нужно изменить, чтобы это было не кладбище посреди застройки, а мемориал в сквере или парке", — рассказал Александр Карпов.
Еще один пример. Возможные захоронения при церкви Святой Троицы в Красном Селе частично затрагиваются планируемым расширением улицы Первого Мая. А неподалеку, на той же улице, на территории спорткомплекса находится братская могила коммунистов, земля под которой никак не обозначена. Если землю вдруг продадут или передадут кому–то другому, сложно гарантировать, что могила сохранится.
На Малом проспекте Васильевского острова неясна южная граница бывшего Благовещенского кладбища. С советских времен она застраивалась. Одним из последних проектов стал выходящий к 8–й линии бизнес–центр, инвестором которого выступало ООО "Восток–сервис–спецодежда". В 2011 году в ходе археологических работ на участке были обнаружены захоронения. Проект в итоге так и не был реализован.
Предполагаемые границы кладбища при Преображенской церкви в Лигове (что на углу проспекта Ветеранов и улицы Добровольцев) не совпадают ни с границами установленной в этом месте ЗНОП, ни с границами зоны Р в Генплане. Они захватывают земельный участок, на котором воссоздается Преображенская церковь.
Зона общественно–деловой застройки установлена вокруг предполагаемого местонахождения Лютеранского кладбища между Дудергофским каналом и улицей Чекистов (у дома 28). Часть этой земли вдобавок вырезана из ЗНОП. Здесь были отведены участки под застройку и планировался очередной торгово–развлекательный комплекс, сообщил источник "ДП".
Наибольшую же известность в последнее время, пожалуй, получили истории с застройкой бывшего Фарфоровского кладбища (там предпринимателям пришлось подвинуть границы стройки торгового центра на месте снесенного кинотеатра "Спутник") и с развязкой у "Экспофорума", где также обнаружились захоронения. В итоге летом этого года от строительства развязки отказались из–за сложностей с переработкой проекта.
“
После 1917 года по кладбищам был нанесен колоссальный удар. Сначала их просто грабили, потом планомерно уничтожали. Сколько нужно было приложить усилий, чтобы разрушить большие склепы, памятники, часовни, слов нет! Сейчас рабочая группа в Законодательном собрании, в которую я тоже вхожу, занимается выявлением и внесением в Генплан утраченных некрополей в границах Санкт–Петербурга по всем 18 районам города. Утраченные кладбища в основном незначительные по площади. Они по возможности включаются в зону Р, в основном Р4 — парки мемориального характера. Чуть больше половины городских районов уже пройдены. Мы планируем до весны эту работу завершить. Но по многим некрополям понадобятся дополнительные обследования (например, где есть вопросы по границам).
Илья Попов
заместитель председателя Санкт–Петербургского Митрофаниевского союза