Столоначальники рулят. Сокращение госслужащих не только невозможно, но и вредно

Автор фото: ТАСС
Минфин объявил о сокращении госслужащих: на 10% — в центральных аппаратах, на 15% — в регионах. То есть довольно много сократить хочет. Понятно, что из этого ничего не выйдет. А главное — и хорошо, что не выйдет.
В 1991 году в России было 716 тысяч чиновников, что, конечно, не соответствовало высоким запросам жителей молодого, но уже тогда замечательного государства.
В 2004–м чиновников в России стало 1 миллион 318 тысяч штук. То есть прирост с 1991–го по 2004–й составлял в среднем по 46 тысяч чиновников за год. И только в одном 1998 году их количество необъяснимым образом убавилось на 6 тысяч. Но это было еще при президенте Ельцине. Таким образом, средний прирост чиновников за первые 15 лет существования РФ составлял 7% в год.
В 2013 году чиновников было уже 1 миллион 455 тысяч. На конец 2018 года Росстат насчитал 2 миллиона 156 тысяч человек, работающих в системе госуправления (с некоторых пор Росстат включает в это число сотрудников МВД, но не включает людей из ФСБ, ФСО и СВР). Минфин оперирует цифрой 2,4 миллиона чиновников.
То есть понятно, что рост чиновников продолжался, но высчитать его соответствие росту ВВП стало сложнее.
Конечно, находятся еще те, которые потихоньку кричат, что такой стабильный чиновничий прирост — неправильное дело. Что чиновники сидят на шее трудового народа. И что такой объем госаппарата плохо сказывается на экономических перспективах и на чем–то там еще. То есть резать чиновников к чертовой матери, не дожидаясь перитонита, — единственно верный способ.
По этой логике — хорошее дело объявил Минфин. Только ничего не получится. По нескольким серьезным причинам.
Во–первых, не только в России бороться с ростом чиновников не получается. Британский профессор Н. Паркинсон еще 50 лет назад доказал, что количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой.
Паркинсон приводит множество примеров необъяснимого прироста. Скажем, в 1914 году на английском флоте служило 146 тысяч моряков, а в Адмиралтействе было 3249 чиновников. В 1928–м моряков стало на 46 тысяч меньше, а чиновников на 1309 больше.
Еще более удивительные вещи происходили с министерством по делам колоний. В 1935–м, когда колоний у Британии было еще много, чиновников в этом министерстве работало 372, а в 1954–м, когда колоний почти не осталось, служащих в министерстве стало 1661.
Формула Паркинсона о динамике количества чиновников достаточно сложна. Но вывод из нее прост — их прирост в любой структуре составляет где–то между 5,17% и 6,56% в год, независимо от объема выполняемой структурой работы.
Во–вторых, реформу госаппарата анонсировал Минфин, а не премьер Медведев, которому это положено по должности. Медведев и сам понимает тщетность усилий, а Минфину надо показать, что денег на индексации зарплат госслужащих, несмотря на все профициты, нет. Вот и выкручивайтесь сами за счет сокращений. Ясно, к чему это приведет: госслужащих будут переводить просто в служащие, оформлять в подведомственные предприятия и выводить на аутсорсинг.
В–третьих, почему ничего не выйдет. У нас же мир идет к светлому будущему. Цифровизация, умные города, нейросети. Понятно, что под новые вызовы надо создавать новые министерства, комитеты, на худой конец департаменты. Иначе как эти новые вызовы продвинешь, а главное — как за них отчитаешься?
Появление новых вызовов не означает, что старые куда–то исчезли: ЖКХ как было, так и есть. Таким образом, прогресс способствует увеличению чиновников. Был бы у нас полный застой, может, и приспособились бы. Даже пару ставок сократили б. А сейчас, в период прогресса, это решительно невозможно.
Вывод из этого — нет у нас никаких объективных возможностей никого сократить. Но — прирост должен не огорчать, а радовать народные массы нашей выдающейся страны. Логика тут предельно проста — чиновники, как известно всем, живут не самым ужасным образом. Все слышали, как жалуются на жизнь ларечники, медсестры и олигархи, но никогда не слышали о бедствующих чиновниках.
Поэтому чем большее количество населения превратится в чиновников, тем лучше будет жить народ в среднем. Значит, надо не бороться с тенденцией роста госаппарата, а всячески потворствовать ей. Как только появляется случай — сразу записываться в чиновники.
Сергей Балуев, главный редактор журнала "Город 812", специально для "ДП"