В составе жилого комплекса ЛСР на Парашютной улице все постройки объединены техническим подземным этажом
23:4626 сентября 201923:46
11463просмотров
23:4626 сентября 2019
Может ли один жилой дом выглядеть как два? А как три? Теперь — может. В новостройках массово стали появляться здания, объединенные между собой подземными сооружениями. У них общий адрес и общая нумерация квартир. Зачем так делают и какие проблемы возникают у жильцов, выяснил "ДП".
Идея объединять все флигеля одного домовладения была присуща исторической застройке старого города. Например, лицевой и расположенные за ним дворовые корпуса на Невском проспекте обычно имеют общую нумерацию квартир и последовательную нумерацию подъездов. В советское время при застройке спальных районов была принята иная норма: каждому дому — собственный адрес. От этого правила отходили лишь иногда, только в тех случаях, когда два дома стояли вплотную друг к другу.
Теперь же стало распространено явление, когда два, три или даже четыре визуально самостоятельных дома юридически являются одним. Соответственно и нумерация квартир в них единая. То есть в одном доме находятся с 1–й по 300–ю квартиры, во втором — с 301–й по 600–ю и так далее.
Человеку с улицы понять эту схему невозможно. Представим простую ситуацию. Курьеру нужна 302–я квартира. Он подошел к дому, на котором висит нужный адрес, а там последняя квартира — 300–я. А где же 302–я, ведь больше в этом доме квартир нет? Как он может догадаться, что 302–я квартира расположена совсем в другом строении?
Невидимая связь
Подобные здания строят сегодня повсеместно разные девелоперские компании. Например, в составе жилого комплекса ЛСР на Парашютной улице все постройки такие. Так, дом 61, корпус 3, состоит из двух отдельно стоящих домов, дом 65 — из трех, дом 61, корпус 4, — из четырех. Между ними нет никаких пристроенных помещений — ни паркингов, ни торговых галерей, ни детских садиков. Почему ж тогда общий адрес? А потому, что в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО "Григорьев и партнеры", их объединяет технический подземный этаж.
У ООО "СПб реновация" объединенный дом есть в Усть–Славянке на Советском пр., 43, корпус 1. Он состоит из двух жилых домов и торгового центра. Все три объема разделены, между ними проложены автомобильные и пешеходные дороги, устроены газоны. Проект комплекса делало ООО "Проектсервис — СПб ПТИ". Руководитель службы по работе с госорганами "СПб реновации" Дмитрий Михалев пояснил "ДП", что все три дома связаны подземным паркингом, а потому им присвоен один адрес. По его словам, построить дом по–другому не получилось, поскольку "в связи с высокими требованиями по количеству машино–мест нет возможности запроектировать паркинг как–либо иначе". Впрочем, все соседние дома "СПб реновации" тоже имеют подземный паркинг, но в каждом случае это один паркинг на один дом, а не один паркинг на два–три дома.
Сразу несколько подобных зданий можно найти в Новосергиеве, где их возводит Setl Group. Дома 171, корпус 2, 169, корпус 1, 171, корпус 5, по пр. Ветеранов визуально представляют собой каждый по два самостоятельных дома. В комментарии "ДП" девелопер пояснил: причина в том, что у них "общий фундамент и общий подземный этаж (паркинг)". "Чтобы обеспечить необходимое для жильцов количество машино–мест, паркинг должен иметь большую площадь, чем фундамент одной секции, поэтому он не может быть размещен под одним конкретным домом", — говорится в ответе Setl Group.
Подземный паркинг — это самая частая причина объединения. К таким относится дом из двух составных частей на Парашютной ул., 34, который возвела группа "ФСК". Та же ситуация — на Пискаревском пр., 1, от RBI.
Наверное, самое большое количество отдельно стоящих корпусов, связанных невидимой парковкой, спроектировали для жилого дома на Аптекарском пр., 18, от группы Bonava. Там их пять: два вдоль Аптекарского, два вдоль пр. Медиков и один во дворе. Проект делало шведское бюро Semren & Mansson.
Трубы и закон
Но не всегда объединение домов — вынужденная мера. Иногда отдельные здания связывают друг с другом явно искусственным способом. Такие примеры есть у ЗАО "Строительная компания "Темп": это дома на Союзном пр., 10, Складской ул., 5, и ул. Коллонтай, 2. В соответствии с проектом ООО "Архитектурное бюро "А2", право называть весь комплекс одним жилым домом объясняется наличием "общего технического подвала для прокладки инженерных коммуникаций", который "представляет собой подземную галерею, соединяющую все секции жилого дома между собой". Проще говоря, дома связаны коллектором с трубами.
Открыть тайну такого решения помог член градсовета, заместитель гендиректора ООО "Институт территориального развития" Владимир Аврутин: "Вся эта история связана с 36–й статьей Жилищного кодекса, которую юристы питерской администрации, в частности КГА, трактуют так: на одном земельном участке может быть расположен только один жилой дом". По словам эксперта, в других регионах власти позволяют строить несколько жилых домов на одном участке, более того, так же считает и Минстрой России, но убедить КГА пока не удается. Аврутин, кстати, отметил, что Смольный более не позволяет объединять дома коллектором — только паркингом.
Председатель КГА Владимир Григорьев подтвердил "ДП", что Аврутин верно передал позицию комитета. Он, однако, убежден, что "объединение визуально самостоятельных жилых домов под единым адресом не может рассматриваться в качестве обхода закона". (Эту точку зрения важно видеть в контексте того, что Григорьев — один из тех архитекторов, кто сам проектировал подобные дома.)
Возвращение в XVIII век
Застройщики дают разные советы новоселам, как им жить дальше и справляться с путаницей. Например, Дмитрий Михалев рекомендовал "использовать для ориентирования нумерацию парадных". То же предложил и заместитель гендиректора ООО "Бонава Санкт–Петербург" Александр Свинолобов. ФСК намеренно сделала каждый из двух корпусов разного цвета, и теперь "к примеру, таксиста просят ожидать у зеленого или у синего дома", говорит руководитель аналитического центра ФСК в Петербурге Юлия Голубева.
Михаил Гущин, директор по маркетингу RBI, считает, что проблема может быть устранена с помощью "качественной навигации".
Член топонимической комиссии Андрей Рыжков считает все перечисленные методы неэффективными. Он полагает, что это большая проблема, которая, по сути, обесценивает институт адресации.
"Вместо того чтобы дать конкретный адрес дому, теперь нужно говорить: "Вы идите туда, там ближе к улице Пупкина повернуть налево, будет серый дом". Это возвращение в XVIII век, это плохо", — сказал Андрей Рыжков "ДП".
В комитете имущественных отношений, который и заведует в Петербурге присвоением адресов домам, разводят руками: каждому корпусу такого объединенного дома закон запрещает давать свой адрес.
"Присвоение отдельных адресов частям объекта недвижимости возможно только после осуществления процедуры государственного кадастрового учета каждой части как самостоятельного объекта недвижимости", — пояснили изданию в ведомстве. Выступать с законодательной инициативой для решения проблемы комитет пока не намерен.