Время альткоинов. Биткоин за неделю подешевел, зато некоторые альткоины показали неплохую динамику

Но значит ли это, что наступил пресловутый «сезон альткоинов», или он уже никогда не наступит?

Биткоин снова провалился ниже отметки $10 тыс., даже несмотря на долгожданный запуск поставочных фьючерсов от Bakkt. Одной из главных причин для тревоги стали слухи о возможном запрете майнинга в Китае. На момент написания публикации на бирже Bitfinex за главную криптовалюту давали $9740.

Бежим из Китая

В Китае расположено две трети майнинговых мощностей, да и вообще спрос на криптовалюту там высокий, даже несмотря на официальный запрет на торговлю. Дело в том, что в стране не запрещено хранение активов, и трейдеры очень быстро освоили VPN и p2p–площадки для обмена. Теперь запретить майнинг предложили пять ведомств из региона Внутренней Монголии, назвав цифровые деньги «псевдофинансовыми инновациями». На самом деле ничего принципиально нового в этом сообщении нет. Разговоры о вреде майнинга (сначала для окружающей среды) начались еще в начале 2018 года.
В апреле 2019 года стало понятно, что дискуссия вышла на уровень законодателей. Поскольку разговоры идут давно, крупнейшие компании (например, Bitmain) уже начали готовиться к худшему и искать альтернативные юрисдикции с дешевым электричеством. Среди них, например, США, Исландия, Норвегия и… Россия. Некоторые эксперты даже считают, что такое бегство пошло бы только на пользу, ведь тогда уйдет монополия Китая на биткоин, и, даже если власти захотят, они уже гарантированно не смогут провести «атаку 51%».
Хорошей новостью для рынка должен был стать запуск 23 сентября поставочных фьючерсов на платформе Bakkt. Ну вроде все понятно: институциональные инвесторы, инфраструктура, массовая адаптация крипты… Но если на Bakkt объем торгов в первый день составил 71 биткоин, то на Чикагской товарной бирже (CME) он был 5298 биткоинов. Разница: 75 раз.
Другое дело, что на CME представлены расчетные фьючерсы, а на Bakkt — поставочные. То есть в первом случае покупатель получает эквивалент битка в долларах, а во втором — сам биткоин. И это шаг вперед. «Если в последующие дни объемы будут расти, рынок получит ожидаемый импульс оптимизма», — считает Александр Купцикевич, аналитик FxPro.

Сезон альтов близко?

Пока падал биткоин, подросли альткоины. Например, эфир от уровня $175 к 19 сентября поднялся аж к $220 за токен (сейчас он стоит $196). А ведь сейчас сеть Etherium столкнулась с проблемой масштабируемости и переживает тяжелые времена. После того как Tether решил перевести свои активы с блокчейна сети Bitcoin на Etherium (в конце прошлой недели было переведено 300 млн USDT), стоимость транзакций выросла в 25– 30 раз — с $0,004 до $0,010–0,012.
Тем не менее участники рынка видят в этом скорее возможность для роста. Считается, что частично эти проблемы решит появление Ethereum 2.0, постепенный переход на который должен начаться этой зимой. Так что то, что не убивает Etherium, делает его сильнее. «Для платформы эфириума справедливы те же принципы, что и для любого IT–проекта. Цена на рынке определяется скорее верой в будущее, в возможность проекта развиваться и быть прибыльным. Любые текущие затруднения в проекте могут быть решены, поэтому они не должны сказываться на инвестиционной привлекательности», — говорит старший аналитик Bestchange.ru Никита Зуборев.
Как бы то ни было, толпа почувствовала вкус крови, и в «Твиттере» тут же заговорили о сезоне альтов. Это — для понимания — такой уже почти мифологический сценарий, когда капиталы утекают из биткоина и перекладываются даже в самые, казалось, подзабытые монеты, вызывая рост их цены.
«Представьте, вы купили биток по $11 тыс., то есть сейчас вы уже на 10% в минусе. А если в июне покупали, то и на все 30%, — описывает ситуацию инвестор Кит Воринг. — Что вы можете сделать? Просто переждать этот шторм? А теперь представьте, как такой инвестор будет себя ощущать, если цена уйдет к $8 тыс. или $7 тыс.? Мне кажется, в этом случае люди побегут в альткоины, где пусть и с гораздо большим риском, но можно сделать 20% прибыли за один день».
Сезон альткоинов действительно наступает, считает шеф–дилер WELTRADE Василий Барсуков: «Мы наблюдаем хороший рост почти всех альткоинов на рынке, мы думаем, что это может быть связано с запуском платформы Bakkt, через которую будут работать в большей степени институциональные инвесторы, — говорит Барсуков. — Это повысит волатильность фьючерсов на биткоин, но понизит в волатильности сам BTC в долгосрочной перспективе, а альткоины будут как альтернатива для трейдеров, которые зарабатывают на изменении курсов». Среди растущих альткоинов в компании выделили следующие: RCN (Ripio Credit Network, трехкратный рост за последние несколько дней), DOCK (рост на 25%) и LOOM (Loom Network, рост на 20%).
«По нашему мнению, «сезон альткоинов» может уже никогда не наступить, — возражает Никита Зуборев. — Это не значит, что все альткоины исчезнут, просто их популярность и ликвидность относительно биткоина будут стремительно снижаться. Скорее всего, уже в ближайшем будущем альткоины останутся исключительно для спекуляций узкого круга инвесторов на криптовалютных биржах и как средство обмена среди комьюнити этих валют».
В свою очередь, аналитик криптокорпорации MINE Марк Сорокин считает, что «сезон альткоинов» случится, но не сейчас. Чтобы начался серьезный виток роста, рынок должен еще упасть, уверен он.

Непримиримые противоречия

Выше мы уже писали о том, что китайские майнеры могли бы выбрать Россию в качестве альтернативной юрисдикции. Звучит довольно логично — далеко ехать не нужно, только через границу перейти. Одна беда: риски все такие же, как и у Китая. Потому что никакой оформленной юрисдикции для крипты в РФ до сих пор нет.
И пока непонятно, когда появится. Как и ожидалось, совещание по вопросу введения регулирования рынка криптовалют в российском Минфине не состоялось. «Пока срок не определили, от графиков зависит, — пояснил глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. — Вчера график не позволил провести заседание, не потому что там непримиримые разногласия. Они непримиримые, да. Но для этого совещание и собирается. Есть позиция, которую Банк России жестко занимает, есть позиция, которую достаточно твердо занимают другие лица, государственные».
В итоге абсолютно законные с точки зрения мировой практики бизнесы вынуждены жить в серой зоне, работая с теми законами, которые есть. Правда, удачные кейсы юристы приводить отказываются, объясняя, что в этом случае у клиентов могут возникнуть большие проблемы.
«Частный оборот криптовалют не запрещен действующим законодательством, однако бизнесу не рекомендуется принимать платежи от клиентов, — рассказывает Юрий Брисов, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при МО Ассоциации юристов России. — Во–первых, нет понимания, будет ли такой расчет считаться законным, а следовательно, сможет ли предприниматель прибегнуть к законным способам защиты права на результат операции. Во–вторых, налоговые последствия таких сделок неочевидны. На сегодняшний день заплатить налог с криптовалютного дохода намного сложнее, чем не платить. В–третьих, неопределенность в законе порождает недоверие в умах потребителей. Уже ряд потенциально успешных проектов был загублен на корню за счет недоверия в обществе, хотя экономические показатели проекта давали понять, что в более свободной среде он показывал бы блестящие результаты».