Масштабирование бизнеса — ключевые шаги и типичные ошибки

На «Газпром Арене» 4-5 октября пройдет Synergy Global Forum и соберет более 50 тысяч участников со всей России, из стран СНГ и дальнего зарубежья, среди которых будут предприниматели, топ-менеджеры, СЕО крупных компаний и специалисты различных сфер деятельности.

Хедлайнером мероприятия выступит знаменитый актер, экс-губернатор Калифорнии и спортсмен Арнольд Шварценеггер. В преддверии этого события исполнительный директор Школы бизнеса «Синергия» и один из модераторов форума Александр Рагиня расскажет о том, когда следует начинать масштабировать бизнес, как избежать самых распространенных ошибок и из каких основных шагов должна состоять бизнес-стратегия по расширению предприятия.
Бизнес требует постоянного развития, и для каждой компании, имеющей статус субъекта малого предпринимательства, неизбежно наступление такого периода, когда потребуется сделать ряд последовательных шагов с целью масштабирования бизнеса. Как правило, такому периоду предшествует ряд факторов, указывающих на необходимость незамедлительного реагирования: стагнация бизнеса и отсутствие роста прибыли.
В России насчитывается около 3 млн юридических лиц. Из них лишь у 13 тыс. компаний годовой оборот превышает 300 млн рублей. Так происходит по той причине, что многие собственники достигают определенного предела, после которого необходим переход от ручного управления бизнес-процессами, предприятию становится недостаточно знаний, навыков и ресурсов руководителей, действующая бизнес-стратегия нуждается в переосмыслении и доработке.
Для того чтобы выстроить бизнес-систему без ручного управления, нужно распределить фокус внимания по пяти направлениям: стратегия, команда, продукт, продажи, издержки.
Существует ряд типичных ошибок, которые мешают масштабированию. Первая наиболее распространенная ошибка — отсутствие четко сформулированной стратегии и, как следствие, отсутствие ориентира у команды. Вторая ошибка — отсутствие анализа: руководитель не имеет отчетливого представления о том, какой продукт является эффективным, а какой — нет. Учет не автоматизирован и все еще ведется в Microsoft Excel. Третья ошибка — нет отлаженной системы продаж: система продаж в компании чаще всего носит ситуативный характер: если есть рекомендации клиентов — есть продажи, если рекомендаций нет — соответственно, нет продаж. Четвертая ошибка связана с системой контроля персонала. Как правило, эта ошибка является результатом следующей цепочки: нет выстроенной воронки продаж, нет четкой формы для анализа выработки, не внедрена система KPI, нет правильной отчетности. В итоге компания испытывает недостаток в действенном контроле за сотрудниками. Пятая ошибка — нет юридической структуры: финансовые маневры проводятся без проработки нормативной базы. Из-за этого к компании проявляет особое внимание Федеральная налоговая служба. Шестая ошибка — нет кадровой политики: бизнес-процессы не прописаны, не оптимизированы. Нет постоянного притока новых кадров, функция подбора не работает. Поэтому собственник зависит от конкретных людей, которые несут ответственность за определенные участки работы. Если ключевые игроки уйдут, бизнес прекратит свое существование. Седьмая ошибка — нет корпоративной культуры: чаще всего в таких организациях присутствует атмосфера, приближенная к семейной, все дружат и отмечают праздники застольем.
Ключевой принцип масштабирования бизнеса заключается в том, чтобы масштабировать систему, а не конкретного человека. Если управление компании сосредоточенно на одном, даже очень амбициозном и грамотном управленце, даже самая грамотно выстроенная стратегия может провалиться.
Бизнес-система, в свою очередь, должна состоять из следующих элементов:
• Стратегия. Выстраивание стратегии должно происходить «снаружи вовнутрь»: сначала должен проводиться анализ и прогноз внешней среды, затем анализ внутренней среды (какими компетенциями вы обладаете, а каких вам недостает).
• Цели. Следует идти от общего к частному: цели декомпозируются на проекты (подцели), а проекты — на задачи. Нужно создать дорожную карту, по которой коллектив будет двигаться к стратегической цели. Все задачи должны быть конкретными, выполнимыми и понятными.
• Четкие зоны ответственности. Каждый сотрудник должен понимать, что именно входит в его зону ответственности. Необходимо убедиться, что «слепых зон» в вашей компании нет. Иначе вы никогда не найдете виновного за срыв сроков или потерю качества.
• KPI. Задача KPI — облегчить жизнь собственнику бизнеса, руководителям и рядовым сотрудникам. Систему KPI можно внедрять, когда количество сотрудников составляет больше двух-трех человек, и необходимо внедрять, когда перевалило за десяток. Благодаря KPI руководитель делегирует полномочия и ответственность на уровни руководителей подразделений и рядовых сотрудников, но тем не менее имеет возможность контролировать все бизнес-процессы.
• Отстроенные бизнес-процессы. Бизнес-процессы — следующий элемент эффективной системы роста. Под бизнес-процессом понимается вся совокупность действий, которые нужно предпринять, чтобы достичь конкретного результата.
• Корпоративная культура — это определенные, доведенные до всех и принимаемые всеми по умолчанию миссия, принципы и правила поведения. Если эти базовые установки не определены, не прописаны, а существуют только в голове у руководителя или на словах, корпоративная культура будет зависеть от случайных факторов. В этом случае один из новых амбициозных сотрудников с легкостью изменит атмосферу коллектива, перестроит правила поведения под собственные стандарты, и необязательно это пойдет на пользу компании.
Основа бизнес-системы — стратегия, под которую настраивается все остальное. Однако для интенсивного масштабирования важны все элементы.
Исполнительный директор Школы бизнеса «Синергия» Александр Рагиня