Автопром прокатили вверх

Хотя победителями рейтинга "ДП" автопроизводители не стали, солидные показатели почти у всех

Год назад автокластер был в лидерах Рейтинга промышленных предприятий "ДП". В этот раз его обогнали производители из химического и нефтехимического сектора. Однако дела все равно идут неплохо. По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", в 2018 году петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota выпустили 376 700 легковых автомобилей, что на 9% больше показателя за 2017 год. Результат 2018 года — третий за все время развития в городе автомобильной промышленности, больше машин выпускалось только в 2012 и 2013 годах.
"Своим успехом в прошлом году автопроизводители обязаны в большей степени именно негативу, — комментирует Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России". — Ожидая роста автомобильных цен, российские потребители решили ускориться с обновлением или приобретением авто. В итоге цены действительно поднялись, разница сегодня составляет от 5 до 15% по сравнению с прошлым годом. И это станет основным риском для автопроизводителей в 2019 году". Но это справедливо не для всех, уточняет Сигал. Негативные ожидания не коснутся люксового сегмента, а также китайских брендов. Например, Haval и Geely показывают трехзначный рост продаж в России, после того как США и ввозные пошлины выдавили этих производителей из Америки.
Если смотреть на финансовые показатели, то по итогам года петербургский завод Hyundai смог увеличить выручку на 11,4%, до 169 млрд рублей. Примерно на столько же выросли и показатели его основного поставщика — прошлогоднего победителя рейтинга "Мобис модуль групп".
"Рост стал возможен за счет высокого спроса в России на ряд моделей. Например, Hyundai Creta, у которого прошлый год как раз стал полноценным, когда потребители уже изучили эту новинку. Также вышли новые Nissan X–Trail и Toyota Camry", — рассказывает генеральный директор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин.
Еще лучше дела шли у калининградского "Автотора" — выручка ООО "Эллада Интертрейд" выросла на треть, до 198 млрд рублей. А вот в Ленобласти не обошлось без потерь. В 2018 году выручка "Форд соллерс автокомпоненты" сократилась примерно на 10%, а в начале этого года завод Ford объявил о закрытии. Теперь главная интрига — кто из автопроизводителей может выкупить его мощности. Эксперты в числе интересантов называли китайские компании, а также Hyundai.
В агентстве "Автостат" тенденцию считают довольно очевидной: буквально у всех импортируемых моделей объемы продаж в 2018 году снизились, а локализовавшие производство в России, напротив, нарастили объемы. В этом смысле наступивший 2019 год также выглядит для кластера в СЗФО достаточно стабильным. Из всех моделей спад интереса можно ожидать лишь на Nissan X–Trail, но петербургский завод сможет нивелировать негативный эффект за счет других моделей своего бренда.
Хорошей точкой роста может оказаться и экспорт. Петербургский автокластер, например, смог увеличить поставки за рубеж сразу на 50%. Тем не менее на фоне общего объема цифра пока маленькая — всего лишь 6%. В целом по СЗФО, по данным таможни, объем экспорта средств транспорта, включая комплектующие, составил $544 млн (+20,3%).
Пример успешного экспортера — компания "Нокиан Тайерс", работающая в Ленобласти (выручка — +11%). С момента запуска завода во Всеволожске компания смогла утроить долю рынка в России, с 5 до 15,2%. Последние годы доля экспорта в поставках с завода находится в диапазоне 60–70%, однако в дальнейшем будет постепенно снижаться за счет поставок на рынок РФ.