Унесенные брендом. Какие ингредиенты нужно смешать, чтобы получить успешный HR–бренд

Автор фото: Vostock-Photo

Как повысить привлекательность компании для специалистов и какие ингредиенты нужно смешать, чтобы получить успешный HR–бренд, разбирался "ДП".

Подходить к выбору места работы нужно ответственно. Все–таки ей люди отдают примерно пятую часть дееспособного периода своей жизни. Конечно, принцип "30 лет на одном заводе" давно канул в лету — многие сотрудники, особенно в начале карьеры, легко меняют работодателя. А высококлассные специалисты и подавно могут в любой момент попрощаться и уйти к конкуренту. За эти кадры и соревнуются компании. Чтобы выделиться из гущи работодателей, предлагающих стабильную зарплату, полный соцпакет и печеньки, необходимо создать особый облик. На это нацелен HR–брендинг — новый тренд для российского кадрового рынка.
По мнению PR–директора Cornerstone Софии Широковой, компания, развивающая свой бренд работодателя, получает преимущества. "В первую очередь, развитие HR–бренда позволит снизить затраты на подбор и адаптацию персонала, увеличить качество и скорость закрытия вакансий, — говорит она. — За счет повышения лояльности и вовлеченности сотрудников он позволит удержать талантливых людей, уже работающих в компании. Развитие HR–бренда — это долгосрочная стратегия, работа на узнаваемость и привлекательность компании на рынке кандидатов".
В Петербурге, по данным hh.ru, 66% специалистов задумываются о смене рабочего места. Причины очевидны и без подсчетов: деньги, статус, карьерный рост. Но 41% опрошенных петербуржцев говорят, что им нужно получать удовлетворение от ежедневной работы и ее результатов.
Путь к блаженству специалиста выстилается и силами компании. "Чтобы стать привлекательным работодателем, совсем не обязательно устанавливать высокие заработные платы, — считает руководитель HR–отдела онлайн–университета "Нетология" Ольга Зубакова. — Ведь они, конечно, привлекут кандидатов, но вряд ли удержат в компании надолго, если все остальные их потребности не будут удовлетворяться. Гораздо важнее — создавать комфортную среду для сотрудников и обеспечивать соответствие ценностей работника и работодателя".
Аналитики Ancor в ходе опроса, проведенного в 2019 году, составили пятерку ключевых критериев при выборе места работы. Так, список возглавляет заработная плата (79%). За год среди респондентов доля таковых прибавила 3%. Вторым критерием опрошенные работники отмечают финансовую стабильность (59%), на третьем месте стоит интересная работа (48%). Причем за год специалисты стали больше ценить этот фактор при выборе работодателя — среди опрошенных их оказалось на 8% больше, чем в 2018–м. Четвертое место работники отдали карьерному росту (42%), а пятерку замкнула приятная рабочая атмосфера (41%).

Они — разные

Один из главных, пожалуй, камней преткновения между специалистами и их нанимателями — разные представления об идеальном рабочем месте. В исследовании Randstad Employer Brand Research (REBR) приводится следующая статистика: у соискателей в тройке важных параметров находятся зарплата и соцпакет, финансовая стабильность и интересная работа. Компании же считают, что для работников важнее сначала финансовая стабильность, затем внедрение современных технологий и хорошая репутация компании, а зарплата и увлекательная работа не входят даже в пятерку.
"Мы стремимся быть самой успешной, профессиональной и привлекательной пивоваренной компанией России. Для нас эта цель многогранна, — отмечает руководитель направления автоматизации и цифровой трансформации в HR компании "Балтика" Ольга Шереметьева. — По отношению к тем, кто уже работает, это безопасные условия труда и комфорт на рабочем месте, поддержка в различных жизненных ситуациях, формирование такой среды, в которой наши сотрудники растут как профессионалы и развиваются каждый день". По ее словам, с недавнего времени комплексная забота о сотрудниках вошла в бизнес–стратегию компании.
Организации, которые четко представляют, чего хотят работники, и могут им это дать, по праву могут называться работодателями мечты. Согласно hh.ru, тройкой лучших работодателей России в 2018 году признаны "Росатом", "Газпром нефть" и "СИБУР". Кроме "дочки" "Газпрома" из местных компаний в топ–100 самых привлекательных российских работодателей входят Hyundai Motor Manufacturing Rus (10–е место), Nokian Tyres (20–е место), "Балтика" (34–е место), Bonava (40–е место), "Биокад" (45–е место), СТД "Петрович" (77–е место).
Столь слабое представительство компаний Петербурга в этом списке бросается в глаза. Как объясняют в hh.ru, перевес московских компаний — явление скорее качественное. Как рассказала корреспонденту "ДП" руководитель пресс–службы HeadHunter по Северо–Западу Ирина Жильникова, московские компании давно поняли, что лучших работников одними зарплатами не привлечь. "Столичные компании проявляют больший интерес к проектам, связанным с HR–брендом: работодатели постепенно приходят к пониманию, что людей с определенным профессиональным бэкграундом не так много на открытом рынке труда и бороться за них исключительно в зарплатном поле бессмысленно, поэтому важно использовать инструменты, повышающие привлекательность бренда компании", — сказала она.

Денег и свободы

В конце 2018 года Hays выяснил, чем работодатели стараются завлечь лучших работников. Оказалось, что 58% опрошенных компаний делают ставку на конкурентную зарплату, 58% — на интересный функционал. Возможность развития карьеры в своих компаниях отмечают 45% нанимателей.
Получается, что, например, баланс работы и личной жизни — совсем не фактор для обеих сторон трудового процесса. Впрочем, и конкурентная зарплата — лукавое понятие. Согласно опросу ФОМ, проведенного в августе 2019 года, 74% опрошенных не удовлетворены уровнем своей зарплаты, а 63% уверены, что их заработок не соответствует объему и сложности выполняемой работы. В Петербурге, по подсчетам Смольного, средняя зарплата по итогам 2019–го должна составить 53 тыс. рублей, а в 2020–м — уже 60 тыс. рублей.
Но все же работодатели с уверенностью отмечают, что деньги — не главное. "Приходя работать в "Марвел", сотрудник может рассчитывать на профессиональное развитие, корпоративное обучение, интересные задачи и, конечно же, на доход, соответствующий рыночному уровню, — отмечает директор департамента управления персоналом компании "Марвел–Дистрибуция" Галина Сафонова. — Это мы регулярно отслеживаем". По ее словам, в компании поощряется активность как в профессиональной, так и в социальной сфере — и соответствующим образом вознаграждается. Первая учитывается в проработанной системе мотивации, отражающей командный и личный вклад каждого сотрудника. Вторая предполагает поддержку компанией всех полезных инициатив.
Есть работодатели, которые в противовес жестким корпоративным требованиям впускают в рабочую атмосферу немного ветра: "Для Harley–Davidson основной ценностью является свобода, это касается не только клиентов, но и сотрудников. И это не просто высокопарные слова, за этим понятием стоит вполне конкретный смысл", — отмечает глава марки Harley–Davidson в России и СНГ Николай Попков.
В компании привыкли работать очень компактными коллективами, поэтому проповедуют демократичный подход как в выборе методов реализации рабочих задач, организации труда, так и в ежедневных мелочах вроде дресс–кода.
"Но другой стороной этой свободы является личная ответственность каждого члена команды за результат. Такой уровень личной вовлеченности позволяет максимально снизить текучесть кадров, зачастую наши коллективы не меняются годами и десятилетиями", — добавил Николай Попков.