Осталась с новым носом. Сбор биометрических данных идет со скрипом, и это объяснимо

Сбор данных для Единой биометрической системы (ЕБС), в которую заносят лица и образцы голосов россиян, идет, мягко говоря, со скрипом и сопровождается скандалами. Де–юре биометрические данные можно собирать только с согласия клиента. Однако банковские служащие зачастую вводят граждан в заблуждение и разными ухищрениями принуждают "посмотреть в камеру" или "сказать несколько фраз в микрофон".
Из–за подобных конфликтов в состав сведений, передаваемых в ЕБС, в скором времени добавят номер телефона. Таким образом, собирать биометрию, обманывая доверчивых граждан, станет сложнее: вместе с сообщением об одобренном кредите клиенты получат sms, что их биометрические данные помещены в ЕБС.
Инициаторами создания ЕБС выступили ЦБ и Минцифра. Использовать биометрическую систему планируется для удаленной идентификации клиентов. Однако пока граждане не спешат делиться своей биометрией. За год в биометрической системе ЦБ набралось всего лишь 20 тыс. образцов. Так что аппаратура для ЕБС, на которую потратили сотни миллионов рублей, по большей части простаивает.
Недоверие граждан к биометрической системе легко объяснимо.
Во–первых, в случае утечки таких данных люди оказываются в чрезвычайно уязвимом положении. Одно дело — сменить украденный пароль, банковскую карту или даже паспорт. А как пострадавшему гражданину заменить лицо, голос или отпечатки пальцев?
Во–вторых, подобные технологии далеко не совершенны. И в случае сбоя биометрической системы последствия могут быть совершенно непредсказуемыми.
Например, ранее в этом месяце репортер South China Morning Post поведал о 21–летней китаянке, которая после ринопластики столкнулась с массовыми отказами в биометрических системах.
Их производители в один голос уверяют, что накладные усы, носы и бороды не могут обмануть их программы. На деле же китаянка, которой пластические хирурги подправили нос, не смогла попасть на работу — система управления доступом на основе распознавания лиц отказалась ее пропускать. Платежные системы в магазинах, использующие биометрическую идентификацию, ее также "не узнали", так что девушка не смогла купить там товары. Транспортные компании КНР тоже широко используют биометрию для подтверждения личности пассажиров, поэтому китаянке с ринопластикой не продали билеты ни на скоростной поезд, ни на самолет. И выехать за рубеж ей не удалось: пограничники тоже подключены к биометрической базе данных, которая не смогла опознать прооперированную китаянку. Теперь ей придется через полицию переоформлять идентификационную карточку с биометрическими данными — к ней прилагается фото лица.
Но у нее хотя бы есть новый нос, с которым она "ощущает себя счастливой".