Английский вместо игрушек. Белорусские бизнесмены запустили в Петербурге школы английского языка для детей

Автор фото: Сергей Ермохин
Предприниматель из Минска Иван Ковалевский уверен, что его методы обучения английскому языку понравятся петербургским детям

Иван Ковалевский и Артур Барабанов (обоим по 25 лет) построили в Минске сеть языковых курсов для детей Panda English School с оборотом 26,4 млн рублей и в этом году приехали покорять петербургский рынок. Вложив 1 млн рублей, предприниматели открыли три филиала в спальных районах города.

Предприниматели познакомились во время учебы в Институте бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета. Там же нашлась и идея для бизнеса: учить английскому детей так, чтобы им было не скучно. "В вузе мы поняли, что качество преподавания и подача материала определяют результат студента: предмет может быть очень увлекательным, но, если педагог и подача не вызывают интереса, все пропало. А скучный предмет, наоборот, становится очень интересным, если учитель вкладывает в него душу", — говорит Иван Ковалевский.
До того как запустить Panda English School, Иван успел поработать в веб–студии, агентстве недвижимости и на стройке, а его напарник Артур Барабанов продавал спортивное питание. "На стройке я дорос до бригадира, но осознавал, что вечно работать тут не буду, поэтому сразу стал откладывать деньги", — вспоминает он.
Стартовые вложения в новый бизнес составили 350 тыс. рублей — это были собственные накопления. Половина из этой суммы была потрачена на аренду, ремонт и оформление помещения. Из оставшихся денег не все средства удалось использовать с толком: пробуя разные каналы продвижения, начинающие предприниматели потеряли приличную сумму. Объявления на асфальте и расклейка информационных стикеров о запуске новой школе клиентов не принесли, а вот реклама в "Яндекс.Директ" и Google Adwords, электронные каталоги образовательных центров и расклейка объявлений у парадных дали результат.
Первые курсы английского языка заработали в 2015 году. "Чтобы найти того самого учителя, которого дети будут слушать, раскрыв рты, пришлось провести сотню собеседований. Были такие случаи: преподаватель приходил, видел меня и, не говоря ни слова, уходил. Я его могу понять, мне в то время был 21 год, встречу мы назначали в кафе. Это была шокотерапия и для них, и для меня", — смеется Иван. Тем не менее первый нанятый сотрудник до сих пор работает в компании.

Доллары для маленьких

Образовательную программу Иван и Артур составляли сами: изучали профильную литературу, обращались за консультациями к знакомым преподавателям. Так родилась концепция, которая, как считают предприниматели, стала главным конкурентным преимуществом курсов. "Мы берем учебники лучших британских издательств, преподаватель использует комбинированные методики, один урок длится 90 минут, задача — поддерживать драйв в детях до конца занятия. Родители регулярно получают аналитические отчеты о результативности обучения", — рассказывает Иван Ковалевский.
В фойе каждого филиала на видном месте стоит коробка с игрушками, наушниками и плеерами. На каждой вещи — ценник. "Ребенок не понимает, что ему надо учиться сейчас, чтобы через 15 лет стать топ–менеджером и говорить с иностранцами. Но он видит понятную ему цель и идет к ней с большим упорством, получая за активность на уроке, выполнение домашнего задания и так далее панда–доллары", — говорит предприниматель. По его словам, программа устроена так, что при должном усердии ученик может накопить нужную сумму даже на самые дорогие "хотелки". Задумку оценили и родители: сегодня в Минске работает семь филиалов, одновременно на курсах учатся 640 человек, 85% учеников — дети от 4 до 12 лет. В команде работают 50 человек, оборот сети составляет 26,4 млн рублей.

Экспансия в спальнике

В 2019 году партнеры решили масштабировать бизнес: в списке 40 приоритетных стран, на первом месте была Россия, покорять которую решили, начав с культурной столицы. Локальным партнером стала педагог английского Екатерина Сапон (23 года). "Ее видение рынка и знание, что где и как можно найти и купить, очень помогает экономить деньги и время", — говорит Иван. Вместе они вложили 1 млн рублей, открыв три филиала в спальных районах города. Расчет на тех родителей, которые хотят дать детям качественное образование, но не готовы возить их для этого в центр. В каждом филиале работает два кабинета.
Чтобы окупить вложения, необходимо, чтобы на обучение на трехмесячные курсы записались 180 человек. Впрочем, первоочередная задача — закрепиться на рынке, минимум год уйдет на то, чтобы бренд начали узнавать, а сарафанное радио стало поставлять клиентов. Чтобы выполнить позитивный бизнес–прогноз и довести оборот до 22,7 млн рублей, в каждом филиале Panda в Петербурге должны учиться по 150 человек.
Белорусский опыт, конечно, помогает, но местные особенности тоже дают о себе знать: не простой задачей оказалось найти нужных педагогов даже за зарплату выше среднего. "Тут работодателю нужно конкурировать за сотрудника, а не наоборот", — говорит Иван Ковалевский.
"В Петербурге есть огромный интерес к образованию, развитию и стремлению изучать иностранные языки с самого раннего возраста. Разумеется, большая концентрация языковых центров делает отрасль крайне конкурентной — важно правильно позиционировать себя и предоставлять высокое качество услуг", — говорит Евгения Мкртычян, основатель языковых курсов Language Profi School. По ее словам, белорусские корни новой английской школы не должны смутить требовательных петербургских родителей: они будут оценивать методику и результат, а не страну происхождения бизнеса. "В городе есть детские центры с хорошей репутацией и международные франшизы, которые давно зарекомендовали себя на рынке, например Helen Doron, Orange Language, "Полиглотики". С ними сложно, но можно конкурировать, — уверена она. — Для этого нужна своя изюминка и уникальность, авторская методика, которая проверена временем и действительно проработана. Нужно тщательно выстраивать процесс взаимодействия с родителями, зачастую они хотят видеть результат слишком быстро".
В Петербурге работает не менее 500 языковых центров и школ, объем петербургского рынка изучения языков составляет около 10 млрд рублей.