Отложенный бум

Изменить себя, не изменяя себе, —новый подход властей Петербурга к туризму. О том, как использовать культурное наследие города и его потенциал, "ДП" поговорил с главами комитетов по развитию туризма и по внешним связям Санкт–Петербурга.

В 2019–м Петербург, скорее всего, увидит рост по количеству туристов в районе 10% — благодаря эффектам отложенного спроса и отложенного маркетинга от Чемпионата мира по футболу — 2018. Увеличивается число гостей из Латинской Америки, одного из ключевых для нас рынков, но затратного с точки зрения продвижения на нем. Например, бразильских гостей приехало в первом полугодии на 40% больше, чем за первые 6 месяцев 2018–го. Похожего эффекта ждем и от заседания Генассамблеи UNWTO и других крупных мероприятий. Серьезный приток туристов даст и введение с 1 октября этого года электронных виз в Петербург и Ленобласть. Всего за 4 дня путешественник сможет получить бесплатно визу и приехать сюда. Это радикальное упрощение процесса.
Мы работаем над решением проблемы сезонности, взаимодействуем с нашими соседями, турсообществом, коллегами из других органов исполнительной власти. Направлений несколько. Во–первых, есть событийная карта: при поддержке города проводятся мероприятия, привлекающие туристов в период с осени до весны. Видим положительный результат, хотя полный эффект город почувствует позже, на построение полноценного событийного бренда уходит 5–10 лет. Во–вторых, идет сегментирование по видам туризма: яхтенный, паломнический, гастрономический, спортивный, медицинский, конгрессно–деловой, свадебный и, соответственно, предметная работа с целевыми группами. Это дает эффективный механизм диверсификации турпотока и его распределения по сезонам. В–третьих, выстраиваем работу с зарубежными СМИ и блогерами из различных регионов мира, продвигая среди прочего Петербург и как внесезонное направление, активно участвуем в ключевых выставках. Отдельный фокус в том, чтобы представить Петербург как площадку для съемок кинофильмов и сериалов. Мы привлекли в город Синепозиум Международной ассоциации кинокомиссий — ежегодное мероприятие для ведущих студий мира.
Речь о новой парадигме, которую можно назвать тревел–хабом. Почему не рассматривать Петербург как точку въезда в Россию? И предложить гостю помимо Эрмитажа маршруты в Выборг, Новгород, Казань, Москву? И в самом городе помимо музеев из условного топ–5 есть что посмотреть и посетить. Появляются новые общественные пространства, музеи. Каждый день — множество концертов, фестивалей, театральных постановок. Далеко не каждая дестинация может этим похвастаться. Вполне можем говорить об увеличении продолжительности среднего тура с нынешних 3–5 суток до 6–7.
Мы понимаем, что в сегодняшнем мире работа туристической отрасли — непрерывный процесс совершенствования, расширения турпродукта. Даже такому раскрученному направлению, как Петербург, нужно постоянно придумывать новое и точечно это продвигать.
Туризм доступнее с каждым годом за счет появления низких авиатарифов, дешевых вариантов размещения. Сегодня туристов больше волнует спектр предложенных услуг. В Петербурге можно отлично провести время с любым бюджетом. Мы делаем все, чтобы город продолжал оставаться доступным. Есть две адресные городские программы — по выделению участков и помещений для трехзвездочных отелей и хостелов. В 2019–2021 годах в Петербурге появятся три отеля категории "4 звезды" и несколько "3 звезды". Думая об инновациях в турпродукте и его красивой упаковке, мы не забываем и о базисе.
Подробнее читайте на сайте dp.ru
Санкт–Петербург обладает колоссальным культурным наследием и по праву считается одним из самых красивых городов мира. А благодаря развитой транспортной системе, включающей авиасообщение, железные дороги и морской путь, время дороги до европейских столиц занимает лишь несколько часов, что, безусловно, делает нас включенными в общее европейское пространство.
Авторитет, узнаваемость и репутация Санкт–Петербурга настолько высоки, что через Санкт–Петербург для Запада вновь открывается Россия. И это, пожалуй, в современных условиях определяет особую миссию города.
В развитии города обозначены четыре основных вектора, которые определил врио губернатора Александр Беглов: "умный", "комфортный", "социальный" и "открытый". В приоритете широкое внедрение в городскую жизнь информационных технологий, создание интеллектуальных систем и упорядочение городского хозяйства, формирование максимально комфортной и безопасной среды для жизни, высокое качество социальных услуг и прямой диалог органов власти и горожан. Именно по этим направлениям в первостепенном порядке планируем развивать диалог и с зарубежными партнерами.
Санкт–Петербург в первую очередь широко известен как культурная столица России и одно из наиболее привлекательных туристических направлений. Очень часто туристы, планируя поездку в Россию, обязательно включают посещение Санкт–Петербурга как составляющую часть своей программы. Это сильное конкурентное преимущество, которое обязательно надо учитывать, но при этом продвигать и другие сильные стороны. В частности, мы позиционируем город как развитый центр промышленности, науки, инноваций, отличающийся высоким уровнем социальной стабильности и широкими возможностями для молодежи.
Если смотреть в будущее, международный диалог и позиционирование города будут опираться на социальные аспекты. В Петербурге очень талантливые и яркие люди: креативная молодежь, творческая и техническая интеллигенция, высококвалифицированные специалисты из разных областей: врачи, промышленники, IT–специалисты, преподаватели и т. д. Мне видится, что при развитии международного диалога с нашими партнерами во главе угла должны стоять именно наши горожане — всех возрастов и особенно молодежь — и возможность их вовлечения в международное сотрудничество посредством разных групп.
Наш колоссальный кадровый и интеллектуальный потенциал должен получить возможности для реализации в полной мере. Люди — не меньшее конкурентное преимущество Санкт–Петербурга, чем известные памятники архитектуры.
Накаленность геополитической ситуации с наличием конфликта глобальных интересов разных стран — вопрос в первую очередь большой политики. Но на уровне регионов институт побратимства и партнерства городов во все времена оставался вне политической плоскости и поэтому сохранил за собой возможность быть реальным инструментом для развития полноценного диалога с зарубежными партнерами.
У Санкт–Петербурга в настоящее время порядка 120 соглашений о сотрудничестве с зарубежными городами и регионами. Также порядка 25–30 соглашений существует на уровне районов города.
Это партнеры в Европе (62), Азии (20), странах СНГ (11), в Африке (6), на Ближнем Востоке и в Латинской Америке (10) и др.
Подробнее читайте на сайте dp.ru