Вопрос недели. Кто вошел в список богатейших семей России

Автор фото: Марина Лысцева/ТАСС

Forbes обновил рейтинг богатейших семей России. Это наши Ротшильды?

Я уверен, что российские семьи, попавшие в список Forbes, точно останутся богатыми и влиятельными. Возможно, к ним не всегда можно будет применить характеристику «самые». Также возможно, что в России уже родился свой Стив Джобс, который станет богаче некоторых из перечисленных семей. Но и действующих вряд ли раскулачат. Надо понимать, что богатство — это не только деньги на счету, но и определенное мышление, а также нематериальные активы — связи, знакомства, доступ к ресурсам. Грубо говоря, если ты родился в семье миллионеров, ты обладаешь гандикапом на старте. Это повышает вероятность того, что ты станешь тем, кем мечтается. Особенно если папа не инвестировал в твой стартап напрямую, а научил, как сделать этот проект с кем– то другим на рынке. Другое дело, что мы часто видим, как родители продвигают своих наследников на должности, которым они, увы, не соответствуют.
Андрей Гуляев
основатель Don`t Speak
История учит, что прослойка богатейших людей в России обновляется с завидной регулярностью. Не только из–за политических или экономических факторов, но и по причине особенностей отечественного менталитета. К сожалению, культура моментальной взаимопомощи в тяжелой ситуации у нас не развита. Сплочение происходит за сантиметр до края пропасти. Поэтому династиям не удается сохранять свой статус в переломные исторические моменты. Россию нельзя назвать страной кланов. У нас не развит семейный бизнес. Вне зависимости от количества нулей в банковском счете, культурный поведенческий стержень остается неизменным.
Варвара Картинцева
директор по связям с общественностью Rebridge Capital
Преемственность в деловой семье зависит того, привили ли ребенку желание работать. Если родители с большими возможностями, несмотря на богатство, воспитывают в наследнике самостоятельность и учат с самого детства, как зарабатывать деньги, прививают ему любовь к труду, он в дальнейшем, конечно, будет развивать бизнес и приумножать семейный капитал, унаследовав этот талант у родителей. Но, если человек не привык задумываться, откуда берутся деньги и как ими пользоваться, есть большая вероятность, что такой отпрыск поставит существование бизнеса под угрозу. Просто нанять хороших управляющих, чтобы спасти империю, а самому курить бамбук и собирать дивиденды, не получится.
Эка Чохури
консультант по имиджу, школа EKASCHOOL
Главное — не принуждать детей к работе на своих предприятиях силой, однако заинтересовать их собственным примером можно. Только постепенно. Как правило, все равно все переходит по наследству детям, однако если им этот бизнес совсем неинтересен, то в конечном счете можно разрушить всю империю. Что касается клановости как практики — думаю, в ближайшие лет сто она не утеряет своей актуальности.
Алексей Филоненко
директор компании «БизнесЮрист»
У кланов, как мне кажется, есть своя динамика. Они создаются и распадаются. Самое тонкое описание такой онтологии и распада клана составил, наверное, Томас Манн в своих «Будденброках». Приверженность делу фамилии, своего рода миссии (и пусть она родилась еще в первой лавке!), является, на мой взгляд, связующим веществом. У каждой успешной семьи есть внутренние ценности и уважение к себе, и это больше, чем деньги. Если же родители не передали ценностей семьи своим детям, заставить их все равно не получится
Вероника Любке
совладелец консалтингового агентства Bridge–One–Seven GmbH